Мозаика на фасаде дома ЮДПД в Измайловском парке в Москве
Проезжая по Измайловсому парку, по тонкой дороге, соединяющей третье кольцо с главной аллеей, мало кто обращает внимание на скромный двухэтажный домик, притаившийся за зелёными деревьями. Некогда по адресу Измайловский проспект, дом 4 располагался Штаб юной добровольной пожарной дружины (ЮДПД) города Москвы, и помимо единственного уцелевшего здания на территории
лагеря юных пожарных располагались жилые домики, тренировочные площадки и комплексы, а также всё то, что обычно включали в себя советские детские учреждения.
Сегодня всё, что осталось от былого великолепия Юной Дружины - это мозаики. Небольшое здание буквально облеплено ими.
Фасад, выходящий на Московсий проспект, украшен мозаичным портретом устреднённого пионера-пожарного. Сбоку расположена стелла, на которой плохо, но сохранилось панно с изображением группы пожарных. Первый этаж фасада, обращённого в парк,
полностью покрыт мозаичным панно с тремя тематическими картинами, посвящённым пожарным и тушению огня.
Фасад здания, выходящий на Московский проспект. Изображение пионера-пожарного.
Мозаика на фасаде, обращённом в парк. Панно-триптих, посвящённое деятельности дружины юных пожарных.
Панно набрано из цветной смальты, по всей видимости производства мастерских Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (на тот момент - Ленинграде). Преимущества смальты как материала для создания монументальных живописных картин очевидны при разглядывании этого образца советской монументальной живописи. Краски панно всё также насыщенны, ярки, эффекты, как и три десятилетия назад (по самым скромным оценкам), когда одним из государственных приоритетов являлось строительство всевозможных дворцов пионеров и домов молодёжи.
Левая часть мозаичного панно. Трое пожарных борются с пламенем.
Несколько неожиданно один из главных героев сюжета размещён к зрителю спиной. Однако это создаёт красочный контраст и подчёркивает эффект бушующего пламени. Фигура выделяется на фоне ярко-жёлтого огня, яркие блики на касках пожарных вносят частичку реализма в контурно-очерченный рисунок.
Центральная часть мозаичного панно. Торжественный момент вручения вымпела юному герою.
На стыке частей картины размещены два логотипа-значка. Пионерский значок "всегда готов" с профилем В.И. Ленина и значок самой ЮДПД. Когда сейчас теоретики брендинга с умными лицами плодят новые откровения о том, как много для восприятия сущностей значат графическая символика и фиксированные визуальные образы, хочется отправить их изучать это панно - все эти псевдо-умные мульки были придуманы задолго до них.
Правая часть мозаичного панно. Тренировка пожарных. Лестницы и пожарные рукава как главные атрибуты профессии пожарного.
В правом нижнем углу панно можно заметить выложенные буквы Е.З. Вероятно, это автограф автора мозаики. Однако поиски в интернете не позволили установить ни время создания этой мозаики, ни авторов рисунка и панно. Если кому-либо из читателей об этом что-то известно, пожалуйста, сообщите нам данные об авторах.
Фрагмент мозаики.
К сожалению, фото получилось немного нерезким, но на нём всё же можно разглядеть, что цветы и элементы цветочной композиции в вазе выложены с использованием специально подготовленных элементов (как их ещё называют - чипсов или тессер) мозаики. Общий фон и фигуры композиции выполнены в контурной манере, заполнение цветом преимущественно сделано путём заполнения фоновых площадей квадратными элементами. Но в отдельных фрагментах панно прослеживается живописная манера выполнения точных мазков, создающих помимо цвета ещё и фактуру предмета, лепестка, стебля.
Будь готов - всегда готов. Ещё один мозаичный Ленин, ещё один памятник эпохе, ещё один символ счастливого советского детства.
Мозаичный барельеф на фасаде. Пионер - всем ребятам пример.
Фрагмент мозаичного панно стеллы возле здания ЮДПД.
В целом мозаики на самом доме находятся в хорошем состоянии. Но мозаика на стелле уже серьёзно разрушена, что свидетельствует о низком качестве бетона, отсутствии элементарного ухода и общем попустительстве владельцев здания. Несколько лет здание использовалось как офисное, но кто и на каком основании получил бывший дом юных пожарных в своё распоряжение - автору этой статьи неведомо. По неопределённым слухам, дом вроде бы должен быть возвращён в дело воспитания героической молодёжи, но когда это случится, да и случится ли вообще - кто его знает.
А пока, гуляя по Измайловскому парку, вполне можно совместить приятное с полезным. Неторопливо шагая по аллее листвениц, можно уделить немного времени осмотру местной достопримечательности. Можно и детишкам рассказать, кто такие были пионеры, как они помогали пожарным, и почему теперь в приоритеты государственных программ не входят мозаичные композиции на дворцах молодёжи. Заодно не помешает младшему поколению и собственно о пожарной безопасности напомнить.
Татьяна Устинова, 2013. Фото автора - 2012 г.
специально для mosaic.su
Следующая страница: Мозаика в подземном переходе в Ростове-на-Дону
|