Картинки мозаикиМузей мозаики Бардо (Тунис) Музей мозаики в Сусе (Тунис) Музей мозаики Зугма-Газиантип (Турция) Мозаика на фасаде Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве Мозаика на фасаде дома ЮДПД в Измайловском парке в Москве Мозаика в подземном переходе в Ростове-на-Дону С обратной стороны «Сатурна» (Раменское) Фасад банка: храмы и мануфактура Мозаика на фасаде детского сада №14 в городе Майкоп Мозаика на фасаде детского сада (санаторий Солнышко) в городе Майкоп Мозаика из яичной скорлупы Тибетские монахи строят и разрушают мандалу Мозаика в городе Люберцы Мозаика на бывшем магазине Женская мода в Москве Итальянская мозаика Sicis - 1 Итальянская мозаика Sicis - 2 Jorge Enrique Molgora (Хорхе Молгора). Мозаики Мозаики из сухих завтраков Самая большая в мире мозаика из гвоздей Полтора миллиона зубочисток - мозаика Мозаика на ногтях Мозаика из пивных пробок. Э.Мане. Кружка пива Сувениры из итальянского стекла с мозаикой Природная мозаика - тусовка пингвинов
Толковый словарь В.Даля:ШИХТА ж. немецк. горное: смесь руд с плавнями, слой засыпки. Одна смена рабочих, при работе сменами. Шихтплац и шахтарнак, место, где смешивают руду с плавнями. Шихтмейстер, звание горн. чиновника 13 или 14 класса.
| С обратной стороны «Сатурна»
Из всех искусств важнейшим для нас является… мозаика?!
Современные подмосковные города представляют собой динамично развивающиеся регионы, жилая и промышленная застройка которых обновляется, дополняется и расширяется буквально на глазах. Однако из этого не следует, что наследие минувшей эпохи союзного государства разрушается и растворяется в небытие.
Пример тому может показать районный центр Раменское. В городе сочетаются кварталы советской застройки с новыми многоэтажными комплексами и современными торговыми центрами. Городская инфраструктура постоянно требует усовершенствования, развития технологий обслуживания населения и т.д. Повсеместные проблемы характерны и для данного региона, однако речь пойдет не об этом.
В самом центре города, напротив здания городской и районной администрации расположен культурно-досуговый центр «Сатурн» – одно из мест проведения концертов, выставок и фестивалей различной направленности. Построенное в 60-х годах прошлого века, двухэтажное здание отличается монументальностью в сочетании с ощущением простора, способствуют которому значительная площадь остекления парадного фасада.
В плане сооружение имеет силуэт буквы «П», вокруг которой следует обойти кругом. Фасад, выходящий на ул. Ногина, украшен мозаичным панно (Рис.1).
Рис. 1. Мозаика на фасаде КДЦ «Сатурн».
Сюжет его полностью отвечает назначению данного дворца культуры. Центральную часть занимает лицо женщины, полускрытое театральной маской. Конечно, это муза, которая лукаво улыбается в контраст с лицом на маске, похожим на грустный смайлик. Правой рукой женщина придерживает маску, чтобы она не открыла полностью ее лицо, ведь должна же оставаться какая-то загадка, а левой как будто с одной стороны грозит наблюдателю как непослушному ребенку: «Смотри, не балуйся!», а с другой стороны жест похож на движение фотографа, когда он нажимает на кнопку своего фотоаппарата при съемке: «Запоминай момент!». Орнаментальные вставки по нижним углам мозаики символизируют манжеты на рукавах у женщины, а ромбовидный рисунок перекликается с костюмами и расцветками других персонажей сюжетной линии. Своими большими руками муза как будто приобнимает героев нижней части полотна, в котором выполнено несколько орнаментальных вставок. Этим движением она дарует им свою любовь и покровительство.
Каждый из фрагментов располагается в небольшом окне, выделенном цветом и помещенном в рамку. Это взгляд на определенный вид культурного досуга, творчества и самодеятельности, так развитой в былое время повсеместно.
В одном из них представлена особа женского пола в старинном с длинным шлейфом и накидкой платье (Рис. 2). Левой рукой она обмахивается веером, а правой придерживает подол. На голове – высокая прическа замысловатой конструкции. Ассоциативный ряд с этим изображением – это, безусловно, старинные пьесы, первыми на ум из которых приходят драмы Шекспира с необузданными страстями и проливаемой за честь, любовь и власть кровью. Аффектация жеста, которым девушка держит веер, наводит на мысль, что изображенное действие является театральной постановкой.
Рис. 2. Героиня пьесы.
Следующий фрагмент переносит нас с театральных подмостков в цирк. Здесь гимнаст, одетый в шахматное трико жонглирует кольцами (Рис. 3). У ног его расположилась собачка, вставшая на задние лапы. Несмотря на внешнюю схожесть животного (к сожалению, часть изображения повреждена) с крыской Лариской из известного детского мультфильма, в этом окошечке отражены основные жанры циркового искусства: акробатика, дрессировка, клоунада.
Рис. 3. Цирковой артист.
Далее изображается студия живописца. Девушка в платье и с косынкой на голове, предохраняющей разделенные прямым пробором волосы от попадания краски, пристально рассматривает небольшой кувшин (Рис. 4). Она была бы похожа на работницу сельского хозяйства, если бы не кисточка в ее правой руке. Это и наводит на мысль об основном занятии в ее жизни – изобразительном искусстве. На заднем плане выложены крупные цветы, по всей видимости, девушка рисует их, но что тогда так внимательно рассматривает она на посуде в своей руке? Здесь замысел создателей мозаики остается за пределами воображения наблюдателя.
Рис. 4. Художница.
В процессе перемещения по недрам кулис следующая остановка планируется, говоря современным языком, в аудитории звукозаписи. Девушка, вольготно расположившись на кресле, играет на струнном музыкальном инструменте, внешний вид которого наводит на мысль об арфе или гуслях (Рис. 5). Длинный подол мягко облегающего тело сарафана ниспадает струящимися складками. Кажется, что сейчас донесутся переливчатые мотивы.
Рис. 5. Музыкант.
Слева от центрального изображения располагается один из наиболее ярких фрагментов. Юноша, сидя на пригорочке, играет на дудочке, тогда как девушка в длинном сарафане до пят танцует под музыку, помогая себе платочками (Рис. 6). В этом эпизоде дается намек на народное творчество, фольклорные ансамбли песни и пляски. Цветовой акцент окружающего героев пространства подчеркивает нарядность, торжественность и вместе с тем обыкновенность происходящего действия. Молодой человек одет в рубаху с расшитым красными треугольниками воротом и подолом, подпоясанную лентой. Лапти на ногах имеют высокую шнуровку, которая оплетает штанины на ногах. Эта обувь смотрится вполне в духе современных тенденций летних гладиаторских сандалий. У девушки платье расшито по низу красными ромбами и треугольниками, что согласуется с рисунком на одежде у аккомпаниатора, а также голубым и синим, что перекликается с оттенками платков, с помощью которых она подчеркивает изящество танца. Короткие рукава выполнены в нетрадиционном для народного костюма фасоне – фонариком, на голове – простая косынка. Интересно в данном случае представлено окружение. Несмотря на отсутствие конкретных изображений, кажется, будто пара расположилась на зеленом лугу с покосной травой, а вокруг стоят березовые рощицы, журчит невдалеке прохладный ручеек. По низу пригорка, на котором сидит юноша, расположились веточки растений. Слева и справа перемежаются цвета: зеленый – символ листвы на деревьях; желтый – отражение солнца, голубой – символ воды; красный – цветы и ягоды.
Рис.6. Народные мотивы.
Верхняя часть полотна отводится под символические изображения, под знаком которых занимаются артисты внизу. Слева располагается скрипичный ключ на нотном стане (Рис. 7). Пять линеек из красных и синих кусочков, на которых притаились на первый взгляд незаметные нотки. Выполненные из желтых и прозрачных элементов здесь есть и четвертинки, и восьмые, и даже тактовая черта и знак легато, который немного заехал на скрипичный ключ от избытка чувств. Всего семь нот, а как прекрасна мелодия, что нам слышна.
Рис. 7. Скрипичный ключ.
Правая часть представляется с одной стороны цветочным венком на голове у музы, а с другой стороны – это изображение голубя мира, лаврового венка и схемы строения атомного ядра (Рис. 8). Эта объединенная часть из двух фрагментов выделена цветом. Белый голубь широко взмахивает крыльями из зелени листвы деревьев в голубое небо навстречу солнечным лучам. А там вдалеке сверкают еле различимые золотые звезды, стремление к которым сочетается в любознательном человечестве с попытками раскрыть тайны строения Вселенной и влезть в основы мироздания, расщепив атом. Тут уже темно-багровый цвет – цвет опасности и предупреждения о том, что последствия могут быть не так оптимистичны и благоприятны, как беспечно представляется обывателю. Поэтому в сочетании со схемой нарисован голубь, символизирующий мирный атом. Недаром и муза поднимает палец: «Внимание! Осторожно!» Что ж, в недавнем прошлом занятия в физических, химических и других кружках технической направленности были столь же распространены, как художественные секции или танцы народов мира.
Рис. 8. Голубь и строение атома.
Мозаика занимает значительную часть фасада здания, ее размер составляет приблизительно 6,5х8 м, если оценивать размер одного кирпича как 0,2х0,05 м (Рис. 9). Мозаика выполнена из кусочков серого камня, а цветные вставки из смальты. Сочетание разных материалов подчеркивает фактурность и позволяет расставить цветовые и рельефные акценты. Так, например, выделяются рамки фрагментов внизу полотна, рисунок рук и щеки у центрального изображения, крупные крылья птицы на окружающем мелкозернистом фоне, то же самое для артистов фольклорного жанра.
Рис. 9. Фасад.
Необходимо отметить, что с улицы Ногина мозаику практически не видно, так как она полускрыта пихтой и осиной так, что выглядывает только верхняя часть (Рис. 10). Интересным также представляется тот факт, что из семи персонажей лишь двое представляют сильную половину человечества. Все изображенные фигуры находятся в движении, каждый исполняет свою персонифицированную роль.
Рис. 10. В зеленом массиве.
Возле здания прямо напротив произведения прикладного искусства расположен памятник первому директору Раменской мануфактуры и фактическому основателю города в его современном статусе Ф.М. Дмитриеву. Бронзовая фигура стоит спиной к «Сатурну», но в таком ракурсе кажется, будто радушный хозяин приглашает проезжающих мимо автолюбителей посетить это сосредоточие творческой энергии и приобщиться к прекрасному.
fire, 01/09/10, специально для mosaic.su, фото автора
Следующая страница: Фасад банка: храмы и мануфактура
|