Мозаика на фасаде Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве
Дворец пионеров на Ленинских горах - прекрасный образец советского монументального искусства.
Размах панно, сочетание различных монументальных техник и материалов, крупноформатность элементов, простые плакатные образы, яркий красный цвет, обязательный
профиль Ленина (а как без него?) - мозаика московского дворца пионеров является квинтэссенцией
советской мозаики.
Авторы мозаик и росписей во Дворце пионеров на Ленинских горах:
Пчельников И.В., Лаврова И., Дервиз Г., Губарев А., Аболин Е.
(по данным википедии).
Основные цвета мозаики - оранжево-красные, включения синего создают контуры рисунков,
из желтого набрано солнце как символ света и прекрасного коммунистического далёка, а которое пионерия, увы, так и не добралась. Белые рельефы создают отсечки фона от центральной и боковых композиций. Вблизи панно смотрится эффектно, но издалека яркий контраст красного и белого воспринимается непонятным рисунком.
Все панно набрано из крупных и цельных (без колки и пиления) блоков смальты, но центральная часть
собрана из цветных керамических элементов. Тщательный подсчет выявил, что возле пионерского костра собралось 17 фигур, что несколько неожиданно, учитывая, что республик в СССР было 16 и
обычно именно 16 детишек разных национальностей изображали в схожих панно художники и монументалисты. Можно, конечно, предположить, что наиболее прорисованная фигура с намеком на женские формы и синей книжечкой на коленях - вожатая всего отряда, но тогда символика оказывается слишком уж замысловатой.
Фрагмент панно с синими контурными рисунками. Честно говоря, рисунки плохо читабельны хоть с близкого расстояния, хоть в некотором отдалении. Что именно нарисовано - надо присматриваться и вникать. Яркое пятно разбивается какими-то синими линиями, и все вместе отчасти напоминает
некие странные и непонятные письмена на стенах пещеры.
Профиль Ленина, имя которого носила пионерская организация, набран из более мелких
элементов смальты (тем не менее все равно весьма крупноформатным) и выделяется оранжевым цветом.
Оранжевое в белой окантовке на красном - чего-то более яркого и режущего глаз сложно себе
представить. Но цель и была в этом - подчеркнуть значимость образа вождя. Сам профиль тоже
весьма условен, узнает его лишь старшее поколение, да и то благодаря заложенной с детства привычке узнавать вождя октябрьской революции в любом лысом профиле.
Пусть всегда будет солнце. Естественно, у всех пионеров именно эта мелодия и эти строки всплывают в памяти при виде столь яркого светила. Здесь также комбинируются блоки смальты
разных размеров.
Можно заметить, что укладка красного фона панно осуществлена довольно грубо, швы между блоками весьма широки, блоки заметно перекошены относительно друг друга. Кое-где вставленные маленькие блоки
выглядят откровенными заплатками. В целом, это не портит монументального впечатления, но при рассматривании вблизи глаз поневоле цепляется за неровности.
И все же панно - грандиозная и замечательная работа, равной которой в столице, пожалуй, и нет.
Основной материал панно - цветная смальта в крупных блоках и блинах. Размер блоков
от 10*10 см до 30*30 см. Толщину блока можно предположить от 1 до 3 см.
Интересно примерно прикинуть стоимость только материала на это панно.
Блок смальты размером 20*20 толщиной 2.5 см весит примерно 2 кг.
В оптовых ценах 2012 года с разными скидками (500 руб./кг) стоимость одного такого блока составит
около 1000 рублей. Так что очень условно, тыкая в каждый блок, можно щелкать одной костяшкой счет,
суммируя тысячи.
Почти по всему панно Дворца пионеров многие нижние элементы из мозаики выломаны или выпали из-за недостаточно прочного монтажа. Нижний край даёт возможность сравнительно более легкого выковыривания смальтовых плиток, так что вероятнее оба фактора. Одну пионеры отковыряли из любопытства или просто как интересный материал, соседняя расшаталась и отвалилась.
Светит солнце. Мальчик и девочка сажают дерево.
Банальный образ из пионерских книжек. Расхожий штамп в пионерских стенгазетах. И все же вместе с тем - созидательный посыл, установка на необходимость заботы о будущем.
Как бы скептически или иронично не относиться к советскому монументализму, следует иметь в виду, что за последнее десятилетие в столице не появилось ни одного здания для детей, украшенного хотя бы небольшой мозаикой и не то, что во всю стену из цельных смальтовых блоков, но хотя бы и просто из керамики, плитки и каких-либо простых дешёвых материалов. Советское искусство оставило нам замечательные памятники монументальных мозаик, а вот нынешние монументалисты сосредоточены в основном на работах в сфере православного монументализма, что, конечно, по-своему неплохо,
но в массе своей вторично по художественному содержанию.
Мозаику Дворца пионеров на Ленинских горах в Москве просто не с чем сравнивать.
Татьяна Устинова, 2012. Фото автора - апрель 2012 г.
специально для mosaic.su
Следующая страница: Мозаика на фасаде дома ЮДПД в Измайловском парке в Москве
|