Мозаика на фасаде детского санатория Солнышко в городе Майкоп
Построенный по типовому проекту детского сада в середине 80-х годов прошлого века, санаторий Солнышко
по-прежнему остается единственным в своем роде. Фасады здания украшены мозаичными композициями, общую
тему которых можно обозначить как "Мир детства".
Большинство мозаик решены очень просто композиционно - узкие полосы поделены на три части, каждая
из которых представляет собой отдельный сюжет, но связана с остальными посредством небольших
тематически родственных изображений, располагающихся в промежуточном пространстве. Техника также
достаточно проста - контуры изображений подчеркнуто контрастны за счет резкой смены темных и светлых
тонов, детали рисунка образуются за счет укладки элементов строго по линиям. В качестве материала используется
цветная плитка квадратной формы. Палитра цветов яркая и достаточно богатая, но все же ограниченная,
что влечет за собой декоративность образов, использование контрастов и подчеркнутость форм для детализации
рисунка. Просто, понятно, узнаваемо и красиво.
Добрый доктор Айболит. Приходи к нему лечиться...
Левая часть панно Айболит.
Правая часть панно Айболит.
Мозаичная композиция Мир Сказок - общий вид
Снегурочка
Баба-Яга и Ивашка
Сказка о Золотом петушке
Панно с персонажами сказок - самое интересное и гармоничное. Жаль, что мозаика частично осыпалась, и не ведется
никаких работ по ее хотя бы закреплению. На этом же здании есть еще мозаика
с сюжетом о Золотой рыбке (не попало в галерею).
Бабочки.
Где-то в сознании художников прочно закреплена связка "детство = бабочки". Там, где не хватило сил и творческого
озарения (а, может, банально времени, материалов, денег) фасады украшены декоративными изображениями
насекомых.
Кузнечик, улитка и муравей.
Общий план панно с насекомыми.
Улитка - крупным планом.
Мозаика "Счастливое детство" - общий вид.
Конфигурация окон здания определила странную форму мозаики - одна часть панно почти на треть уже, чем другая.
В мозаике сохранено деление на три части, но из-за излома верха панно выбрано вполне закономерное композиционное
решение. Основной акцент сделан на широкой части - светлый желтый круг со сравнительно крупной фигурой женщины
является как бы точкой устремления более маленьких фигурок детей. Желтый фон в правой части с бегущими ребятишками
уравновешивает левую часть. Естественное восприятие взрослый-большой, ребенок-маленький, сглаживает ломаную
линию границы рисунка. Фон центра панно сливается с фоном здания и также работает на выравнивание ширины
композиции.
Мальчик и девочка.
Играющие дети.
Обратите внимание - в середине ребенок с темным цветом кожи (но рыжий - здесь явно смайлик нужен).
Напомню - садик построен в середине 80-х. То есть это образец советской пропаганды дружбы народов и политкорректности.
Наглядно и просто - разные дети играют вместе, без оглядок на то, кто тут чурка, кто турка, кто титульной национальности.
Что-то сейчас таких рисунков на фасадах не встретишь...
Пусть всегда будет мама.
Жуки.
Стрекоза.
Можно с оттенком пренебрежения сравнить мозаики Майкопа с какой-нибудь дорогой флорентийской
итальянской мозаикой, прорезюмировав, что картинки из цветной плитки примитивны, неинтересны, что нет
никакого смысла подходить к ним с серьезной точки зрения (был у нас такой отклик на публикацию фотографий
детского сада №14 из того же Майкопа). Тем не менее, в современной архитектуре монументальной
мозаике практически не осталось места, а уж что говорить об украшении столь утилитарного здания, как
детский сад или детский санаторий. Шлеп-шлеп панельки, тяп-ляп крыша - и готово. Очень просто критиковать уже
сделанное, только что-то мозаик на современных садах и школах не видно. Какие уж там мозаики, лишь бы
стены поставили, да крышу не забыли. Да и не нужны всякие там мозаики никаким детям. Так получается...
Может, поэтому все декларации года семьи, года ребенка так и остаются декларациями?
А демографические призывы, соответственно, остаются только лозунгами на бумаге.
Фото Джулии Гетьманн специально для mosaic.su
Текст Надежды Ласточкиной
Любое использование возможно только с письменного разрешения авторов.
Следующая страница: Мозаика из яичной скорлупы
|