| Мозаика Пенроуза и древние исламские узорыВ 1973 году английский математик Роджер Пенроуз (Roger Penrose) создал особенную мозаику из геометрических фигур, которая так и стала называться - мозаикой Пенроуза. Мозаика Пенроуза представляет собой узор, собранный из многоугольных плиток двух определённых 
форм (немного различающихся ромбов). Ими можно замостить бесконечную плоскость без пробелов.
  Мозаика Пенроуза в версии её создателя.
 Она собрана из ромбов двух типов,
 один – с углом 72 градуса, другой – с углом 36 градусов.
 Картина получается симметричная, но не периодичная.
 
 Получающееся изображение выглядит так, будто является неким "ритмическим" орнаментом – картинкой, обладающей трансляционной симметрией. Такой тип симметрии означает, что в узоре можно выбрать определённый кусочек, который можно "копировать" на плоскости, а затем совмещать эти "дубликаты" друг с другом параллельным переносом (проще говоря, без поворота и без увеличения).
 
Однако, если присмотреться, можно узреть, что в узоре Пенроуза нет таких повторяющихся структур – он апериодичен. Но дело отнюдь не в оптическом обмане, а в том, что мозаика не хаотична: она обладает вращательной симметрией пятого порядка.
 
Это значит, что изображение можно поворачивать на минимальный угол, равный 360 / n градусам, где n – порядок симметрии, в данном случае n = 5. Следовательно, угол поворота, который ничего не меняет, должен быть кратен 360 / 5 = 72 градусам.
 
Примерно десятилетие выдумка Пенроуза считалась не более чем милой математической абстракцией. Однако в 1984 году Дэн Шехтман (Dan Shechtman), профессор израильского технологического института (Technion), занимаясь изучением строения алюминиево-магниевого сплава, обнаружил, что на атомной решётке этого вещества происходит дифракция.
 
Предыдущие представления, существовавшие в физике твёрдого тела, исключали такую возможность: структура дифракционной картины обладает симметрией пятого порядка. Её части нельзя совмещать параллельным переносом, а значит, это вовсе никакой не кристалл. Но дифракция характерна как раз для кристаллической решётки! Учёные договорились о том, что данный вариант будет назваться квазикристаллами – чем-то вроде особого состояния вещества.
Ну а вся красота открытия в том, что для него уже давно была готова математическая модель - мозаика Пенроуза. 
 
А совсем недавно стало понятно, что этой математической конструкции намного больше лет, чем
можно было себе представить.
В 2007 году Питер Лу (Peter J. Lu), физик из Гарварда (Harvard University) за компанию с другим физиком — Полом Стейнхардтом (Paul J. Steinhardt), но из Принстона (Princeton University), — опубликовал в Science статью, посвящённую мозаикам Пенроуза . Казалось бы, неожиданного тут немного: открытие квазикристаллов привлекло живой интерес к данной теме, что привело к появлению кучи публикаций в научной прессе.
 
Однако изюминка работы в том, что она посвящена далеко не современной науке. Да и вообще — не науке.
Питер Лу обратил внимание на узоры, покрывающие мечети в Азии, построенные ещё в Средневековье. 
Эти легко узнаваемые рисунки сделаны из мозаичной плитки. Они называются гирихи (от арабского слова "узел") и представляют собой геометрический орнамент, характерный для исламского искусства и состоящий из многоугольных фигур.
  Образец выкладки плитки, показанный в арабском манускрипте XV века.
 Цветами  исследователи выделили повторяющиеся области.
 На основе этих пяти элементов выстроены все  геометрические узоры
 средневековых арабских мастеров. Повторяющиеся элементы
 не обязательно совпадают с границами плиток.
 
 В исламском орнаменте выделяют два стиля: геометрический – гирих, и растительный – ислими. Гирих (перс.) – сложный геометрический орнамент, составленный из стилизованных в прямоугольные и полигональные фигуры линий. В большинстве случаев используется для внешнего оформления мечетей и книг в крупном издании.
 Ислими (перс.) – вид орнамента, построенного на соединении вьюнка и спирали. Воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега и включает в себя бесконечное разнообразие вариантов. Наибольшее распространение он получил в одежде, книгах, внутренней отделке мечетей, посуде.
  Обложка Корана 1306-1315 годов и прорисовка геометрических фрагментов,
 на которых основан узор. Этот и следующий примеры не соответствуют
 решёткам Пенроуза, но обладают вращательной симметрией пятого порядка
 
 
 До открытия Питера Лу считалось, что древние архитекторы создавали узоры
гириха c помощью линейки и циркуля (если вообще не по наитию).  Однако пару лет назад, находясь во время путешествия в Узбекистане, Лу заинтересовался узорами мозаик, украшавшими местную средневековую архитектуру, и приметил в них что-то знакомое. Вернувшись в Гарвард, учёный стал рассматривать аналогичные мотивы в мозаиках на стенах средневековых построек Афганистана, Ирана, Ирака и Турции. 
  Этот образец датирован более поздним периодом – 1622 год (индийская мечеть).
 Глядя на него и прорисовку его структуры, нельзя не восхититься трудолюбию
 исследователей. И, конечно же, самих мастеров.
 
 Питер Лу обнаружил, что геометрические схемы гирихов практически одинаковы, и смог выделить основные элементы, использовавшихся во всех геометрических орнаментах. Кроме того, он нашёл чертежи этих изображений в старинных манускриптах, которыми древние художники пользовались в качестве своеобразной шпаргалки по украшению стен.Для создания этих узоров применяли не простые, случайно придуманные контуры, а фигуры, которые были расположены в определённом порядке. Древние узоры оказались точными построениями мозаик Пенроуза!
  На этих снимках выделены одинаковые области,
 хотя это и фотографии из самых разных мечетей
 
 В исламской традиции существовал строгий запрет на изображение людей и животных, поэтому в оформлении зданий большую популярность приобрёл геометрический орнамент. Средневековые мастера умудрялись как-то делать его разнообразным. Но в чём был секрет их "стратегии" – никто не знал. Так вот, секрет как раз оказывается в использовании специальных мозаик, которые могут, оставаясь симметричными, заполнять плоскость, не повторяясь.
 
Другой "фокус" этих изображений в том, что, "копируя" такие схемы в различных храмах по чертежам, художники неизбежно должны были бы допустить искажения. Но нарушения данного характера минимальны. Объясняется это только тем, что в масштабных чертежах смысла не была: главное – принцип, по которому строить картину.
 
Для сборки гирихов применяли плитки пяти видов (десяти— и пятиугольные ромбы и "бабочки"), которые в мозаике составлялись, прилегая друг к другу без свободного пространства между ними. Мозаики созданные из них, могли обладать как сразу вращательной и трансляционной симметрией, так и только вращательной симметрией пятого порядка (то есть являлись мозаиками Пенроуза).
  Фрагмент орнамента иранского мавзолея 1304 года. Справа – реконструкция гирихов
 Исследовав сотни фотографий средневековых мусульманских достопримечательностей, Лу со Стейнхардтом смогли датировать появление подобной тенденции XIII веком. Постепенно этот способ приобретал всё большую популярность и к XV веку стал широко распространённым.
Датировка примерно совпадает с периодом развития техники декорирования дворцов, мечетей, различных важных зданий глазурованной цветной керамической плиткой в форме различных многоугольников.
То есть керамическую плитку  специальных форм создавали именно для гирихов.
 Образцом почти идеальной квазикристаллической структуры исследователи посчитали святилище имама Дарб-и в иранском городе Исфахане, датируемое 1453 годом.
  Портал святилища имама Дарб-и в Исфахане (Иран).
 Здесь друг на друга наложены сразу две системы гирихов.
 
  Колонна внутреннего двора мечети в Турции (около 1200 года)
 и стены медресе в Иране (1219 год). Это ранние произведения,
 и в них используется всего два структурных элемента, найденных Лу
 
 Теперь остается найти ответы на ряд загадок в истории гириха и мозаик Пенроуза. Каким образом и для чего древние математики открыли квазикристаллические
структуры? Придавали ли средневековые арабы мозаикам какой-то иной смысл, кроме художественного? Почему столь
интересная математическая концепция была забыта на полтысячелетия? И самое интересное - 
какие еще современные открытия являются новым, которое на самом деле - хорошо забытое старое?
 Источник: membrana.ru версия для печати Следующая страница: Красота фракталов. Ю.Данилов 
 |