Мозаика в интерьереНапольная мозаика Мозаичное настенное панно Аквариум Осьминог Мозаичный купол Окно в сад По мотивам Yellow submarine Синий ковер из смальты День и ночь Настенное кухонное панно-фартук Ковер с пестрой бахромой Напольная вставка Подражание Моне Круглое панно Голутвинская слобода Всадник Проект ESCHER - Ящерицы Проект ESCHER - Рыбы Проект ESCHER - Птицы Проект ESCHER - Лошади Декоративные бордюры Посвящение музам Столешница из каменной мозаики
Толковый словарь В.Даля:"ОПОКА ж. меловой известняк; известковатый суглинок; белая сероватая глина, для обмазки щелей в избе, особ. мергель, глина для отливки чугуна, меди арх.- мез. алебастр. Опочник м. опоковый, опочный камень, мергель, туф. "
| Напольная мозаика
Техника мозаики начала свое развитие с первых вымощенных галькой двориков и тропинок -
естественный и доступный материал на всей территории Средиземноморья использовался еще
несколько тысяч лет назад в целях создания покрытия полов и дорожек.
Наиболее ранней техникой мозаичного мощения в греко–римском мире являются мощения в технике opus barbaricum (опус барбарикум) – напольные мозаики из морской или речной гальки. Они встречаются в святилищах и храмах Древней Греции, начиная с VII – VI веков до н.э. (святилище Артемиды Ортии в Спарте, храм Афины Пронойи в Дельфах). Мода на мощения светских интерьеров возникает в Греции в конце V века до н.э.
Когда живописные возможности техники барбарикум практически себя исчерпали, в столице Македонии – Пелле, где созданы в этой технике самые выдающиеся произведения мозаичного искусства, в конце IV века до н.э. предпринимаются первые попытки имитировать или соотнести достижения живописи применительно к мозаикам. Художники-мозаичисты стремились превзойти ткачей и живописцев, стараясь достичь в твердом, неподатливом материале тех же результатов, что другие достигали тонким наложением красок или мягкими мотками шерсти. Они использовали измельченные минералы, чтобы создать ковры, которые не изнашивались, и вводили в изображение даже игру теней и иллюзию глубины. Поскольку галечная мозаика долее не могла соответствовать запросам заказчиков и мозаичистов, то, начиная с раннего III века, она являются отживающей техникой; барбарикум завершает свою историю, несмотря на то, что мозаичисты продолжают создавать мощения в этой технике вплоть до II века до н.э..
Изобретение новых техник, настоятельная потребность в которых была вызвана появлением новых эстетических принципов, включавших необходимость соблюдать локальность цвета и определенность рисунка без обязательного использования свинцовых или терракотовых цветоразделительных и рисующих пластин, характерных для барбарикум, относится к концу IV – началу III века до н.э.. Неведомо кто и где впервые расколол морской окатыш на несколько камешков почти кубической формы, но хорошо известно, что в короткое время новая техника набора из мозаичных кубиков получила распространение по всему Средиземноморью, а позднее и по всему греко-римскому миру.
Напольная мозаика в античном стиле. Керамос
Техника наборной мозаики из фрагментированных кусочков камня получила наименование opus tesselatum (опус тесселатум) по исходному элементу – камешку кубической формы – tessera. Поначалу тессеры появлялись в мозаичном наборе достаточно случайно и преимущественно в галечных мощениях, затем, по мере освоения технологии и техники работы с тесселированной мозаикой и осознания ее живописных достоинств, из тессер начинают набирать фрагменты или отдельные секции мозаики.
В это же время, то есть примерно в III веке, зарождается еще одна техника мощения - opus sectile (опус сектиле); этот наиболее престижный и дорогой мозаичный набор украшал самые величественные помещения как церковные, так и светские. Техника "сектиле" не родственна тесселированной мозаике – это мозаичный набор из вырезанных по особой форме тонких пластин натурального камня (впоследствии они выполнялись и из других материалов), основным достоинством которого стали проявленность внутренней структуры материала и значительное расширение цветовой палитры. "Опус сектиле" является отдаленной прародительницей того, что мы сегодня называем флорентийской мозаикой.
Техника opus vermiculatum (опус вермикулатум), также зародившаяся в III веке до н.э., веке поисков и экспериментов, очень близка тесселированной мозаике и, несомненно, является производной от нее: при сохранении общих для обеих техник принципов набора, модуль тессер почти на порядок мельче, а возможности передачи живописных эффектов несравнимы ни с одним другим видом мозаичного искусства. Поскольку трудоемкость техники "вермикулатум" неизбежно накладывает определенные ограничения на размер произведения, то "эмблемы" из мелкомодульных мозаик, как правило, имели размеры менее квадратного метра. Однако в этой технике созданы масштабные произведения исключительных достоинств, датируемые концом II – началом I века до н.э.. Эти мозаики наглядно демонстрируют то, как мастера-мозаичисты применяли миниатюрную технику к монументальным масштабам.
Напольная мозаика. Керамическая плитка, мрамор, смальта. Керамос
Современные мозаики являются синтезом старинных технологий и распространяют мозаичные
техники на различные материалы, не только хорошо известные с древних времен, но и новые (такие, например, как керамогранит). Напольное покрытие из мозаики может быть достаточно простым по рисунку, а может представлять собой произведение художественного искусства с тончайшей игрой света и тени, с прекрасно выполненным узором. Составление сложных композиций возможно благодаря небольшому размеру элементов мозаики и широкому цветовому спектру.
Реально возможно воплотить в камне и смальте практически любой художественный сюжет,
воспроизвести как насыщенные краски этнических рисунков, так и палитру импрессионизма. Напольная мозаика - самый заметный элемент интерьера, определяющий стиль и тональность пространства, и ассоциативно связанный с роскошью, красотой, изысканностью.
Источники: Портал Керамос-Арт, портал "Слово"
версия для печати
Следующая страница: Мозаичное настенное панно
|