Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Искусство мозаикиМозаики Помпеи
Мозаики Скифополиса
Мозаики Кесарии Палестинской
Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)
Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)
Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век)
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте
Мозаики на фасаде Бородинской панорамы
Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)
Монументальные мозаики Зураба Церетели
Янтарная комната
Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева


Книга рекордов Гиннесса:
Гламурная боди-мозаика: в 2008 году рекордсменкой стала Мем Бурк (Mem Bourke) из Новой Зеландии, которая украсила тело своей подруги Аластэйр Гальпин (Alastair Galpin) 31680 (!) стразами. На всю процедуру ушло два дня.


Янтарная комната.

Легендарное и совершенно фантастическое произведение искусства - Янтарная комната - яркий пример создания монолитного и цельного впечатления от по сути мозаичного набора. Уникальность янтаря как материала заключается в неповторимости его фактуры, полупрозрачности, игре света внутри застывшей миллионы лет назад смолы.

Янтарная комната
Янтарная комната

Янтарная комната была задумана при жизни короля Пруссии Фридриха I (1657–1713), возможно идея принадлежала его жене Софии Шарлотте. К рубежу XVII-XVIII столетий технологии обработки янтаря в Пруссии достигли практически совершенства для общего уровня техники того времени. Во многом этому способствовала традиция немецких князей делать дипломатические подарки из янтаря. Но ни Фридрих, ни София-Шарлотта так и не увидели Янтарный кабинет в законченном виде. Зато примерно в 1712 году несколько готовых панелей осмотрел Петр I, который сразу же выразил свою заинтересованность проектом. При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.

Документально подтвержденной информации о том, распорядился ли император Петр установить янтарные панели где либо, не сохранилось. Лишь Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол, дала указание на размещение кабинета в Третьем Зимнем дворце. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя часть панно в ней была только расписана под янтарь и впоследствии ее не раз переносили с места на место.

Янтарная комната
Мозаика из янтаря -
панно из Янтарной комнаты с вензелем и рамой

В 1755 году Елизавета Петровна решила создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Старые панели были разобраны и вручную перенесены в Царское Село. Отведенный для Янтарной комнаты зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры, поэтому фрагменты стен были затянуты холстом с росписью под янтарь, а часть стен заняли зеркала.

В 1763 году очередная дама на престоле - императрица Екатерина II - издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Было изготовлен ряд щитов и деталей, на которые ушло 450 килограммов янтаря. К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид, причем янтарное оформление стен дополнилось колекцией изделий из янтаря работы русских и немецких мастеров.

Янтарная комната
Мозаичное панно в Янтарной комнате.
Флорентийская мозаика по эскизу Д.Дзокки,
резная янтарная рама и декоры, мозаичный янтарный фон.

Климатические условия и печное отопление негативно сказывались на состоянии янтаря, панели комнаты постоянно реставрировались. Хрупкость материала и необходимость очередной реставрации стали основной причиной решения о консервации, а не эвакуации Янтарной комнаты в 1941 году. Янтарные панели были демонтированы немецкой командой по вывозу художественных ценностей и перевезены в Кенигсберг. В 1944 году комната была вновь разобрана, упакована в ящики, после чего потеряна.

В 1983 году начались работы по воссозданию Янтарной комнаты, и спустя 24 года все панно и детали убранства вновь обрели свое место в Царскосельском дворце. Легенда вновь стала осязаемой.

Янтарная комната

Янтарь - специфический материал, соединяющий в себе свойства и камня, и стекла. Застывшая смола добывается в разных концах земного шара, но на территории России распространен в основном балтийский янтарь, добываемый вдоль побережья Балтийского моря, хотя есть сведения о наличии ископаемого янтаря на территории Белоруссии и Польши. Мозаику можно выкладывать из любого материала - и янтарь не исключение, хотя как правило янтарные мозаики - небольшие предметы или декоративные вставки в мебели и различных изысканных вещицах. Янтарные кусочки отличаются по цвету - от почти белого, с кофейно-молочным оттенком до темно-желтого с коричневыми и красными бликами. На чередовании светлых и темных кусочков основано создание рисунка мозаики из янтаря. Другой важной характеристикой является прозрачность - от чуть окрашенных почти как стекло проницаемых для света кусочков до абсолютно плотных янтарей.

Янтарная шкатулка
Янтарная шкатулка из коллекции Царскосельского музея

Янтарная комната - уникальное явление в мире мозаики - другого такого произведения искусства просто нет. В одном зале собрано восемь больших вертикальных панно, полностью выполненных из янтаря. Сочетание мозаики, резьбы и вариаций цвета создает необыкновенное впечатление постоянного движения, игры света в золотых линиях и плоскостях. В четырех больших панно установлены флорентийские мозаики на аллегорические темы (одна из них - сохранившаяся с довоенных времен) из полудрагоценных камней. В промежутках между панно - зеркальные пилястры. Янтарные панно размещены и в нижнем ярусе декоративного убранства зала. Особое впечатление производит и угловой столик-полка с одной изогнутой ножкой, также полностью выполненный из янтаря.

Янтарь - застывший солнечный свет, камень солнца и моря. Мозаики из янтаря - украшение любого интерьера, любого стиля, любых художественных идей. И если мозаичное янтарное панно уместно во дворце, великолепием не уступающем Екатерининскому, то камерный предмет с янтарной мозаикой станет изысканным аксессуарам и в городской квартире, и в загородном доме.

Янтарная шкатулка
Шкатулка из янтаря

Источник: Государственный музей-заповедник Царское Cело

версия для печати

Следующая страница: Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева

    • Начало   • Искусство мозаики   • Янтарная комната  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта