Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Искусство мозаикиМозаики Помпеи
Мозаики Скифополиса
Мозаики Кесарии Палестинской
Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)
Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)
Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век)
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте
Мозаики на фасаде Бородинской панорамы
Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)
Монументальные мозаики Зураба Церетели
Янтарная комната
Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева


Толковый словарь В.Даля:
ЛАЛ м. драгоценный камень, рубин, яхонт. Ал лал, бел алмаз, зелен изумруд, скороговорка. Лаловый перстень.


Мозаики Помпеи

Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием. С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течении следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм - на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет. (Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое - хорошо забытое старое.)

Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.

Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе

Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий накал страстей.

Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи. Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.

Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов, всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике Битвы при Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.

В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны). Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов.

Битва при Иссе. Помпеи. Мозаика
Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.

Александр Македонский. Помпеи. Мозаика
Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.

Дарий. Помпеи. Мозаика
Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.

Помпейский кот

Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот). Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за игрушкой, чем всерьез собирается нападать.

На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая...

Кот. Помпеи. Мозаика

Cave Canem - Бойся собаки

Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме - охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости, просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.

В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

Cave Canum. Бойся собаки. Помпеи. Мозаика
Cave Canum - Бойся собаки. Мозаика. Помпеи. V, 1, 26. Casa di Cecilio Giocondo

Собака. Помпеи. Мозаика
Cпящая собака. Мозаика. Помпеи. VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico

Сторожевая собака. Помпеи. Мозаика
Сторожевая собака. Мозаика. Помпеи. I, 7, 1. Casa di Paquio Proculo

Сторожевая собака. Помпеи. Мозаика
Еще одна собака. Мозаика. Помпеи.

Академия Платона.

Академия Платона - знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации. Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода. Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей. Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны. Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы. Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками. Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над пафосом центрального сюжета.

Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз еще повторит такую коллизию мировое искусство...

Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт. Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.

Академия Платона. Помпеи. Мозаика.
Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н. э.

Люди и судьбы

В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить, где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда, со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.

Битва с Минотавром. Помпеи. Мозаика.
Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи

Комедианты. Помпеи. Мозаика.
Комедианты. Мозаика. Помпеи

Мозаика с изображением скелетика - может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеи вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Скорее всего такое изображение - напоминание лекарю о том, как устроен человек, или вывеска ритуального бюро. Если Помпейские лупанарии прославились своими иллюстрациями, которые понятны без всяких объяснений, то почему сходного подхода не предположить в других сферах оказания услуг?

Скелет. Помпеи. Мозаика.
Скелет. Мозаика. Помпеи

Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп, весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.

Фортуна. Помпеи. Мозаика.
Фортуна. Мозаика. Помпеи

Звери, птицы, рыбы

Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).

Бегемот. Помпеи. Мозаика.
Бегемот. Мозаика. Помпеи

Крокодил. Помпеи. Мозаика.
Крокодил. Мозаика. Помпеи

Рыбы и утки. Помпеи. Мозаика.
Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.

Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика.
Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.

Подводное царство

Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями "Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.

Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами. Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям двухтысячелетней давности.

Морское дно. Помпеи. Мозаика.
Подводное царство (Морское дно)

Мозаика в интерьерах Помпеи

Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи. Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с изяществом и роскошью. Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).

Мозаичный пол. Помпеи.
Мозаичный пол

Мозаичный пол. Помпеи.
Мозаичный пол

Некоторые созранившиеся образцы декоративного и интерьерного искусства поражают обилием идей и гармоничностью цветовых сочетаний. Облицованную мозаикой колонну иные "специалисты" готовы отнести то к византийской эпохе (до нее несколько веков), то к излишествам барокко ( -надцать веков). А между тем в колонне соединяется небанальный геометрический узор, цветочно-растительный ковер, а также три бордюра-пояса с оригинальными рисунками. Использование смальты позволяет предположить, что колонна изготовлена в поздний период, что не мешает ей на века обогнать достижения искусства дизайна.
Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.

Мозаичная колонна из Помпеи.
Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)

История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание красоте и эстетике своей повседневной жизни.

Надежда Ласточкина, 2009.
По материалам: pompeii.ru, vokrugsveta.ru, varvar.ru, foto.mail.ru/mail/juju777/ и других ресурсов.

версия для печати

Следующая страница: Мозаики Скифополиса

    • Начало   • Искусство мозаики   • Мозаики Помпеи  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта