Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Искусство мозаикиМозаики Помпеи
Мозаики Скифополиса
Мозаики Кесарии Палестинской
Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)
Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)
Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век)
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте
Мозаики на фасаде Бородинской панорамы
Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)
Монументальные мозаики Зураба Церетели
Янтарная комната
Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева


Книга рекордов Гиннесса:
Самая большая мозаика из фотографий - мозаика с изображением улыбающегося ребенка. Ее размеры 40,6 метров в длину и 14 метров в ширину. Мозаика состоит из 95 000 фотографий улыбающихся детей.


Янтарная комната.

Легендарное и совершенно фантастическое произведение искусства - Янтарная комната - яркий пример создания монолитного и цельного впечатления от по сути мозаичного набора. Уникальность янтаря как материала заключается в неповторимости его фактуры, полупрозрачности, игре света внутри застывшей миллионы лет назад смолы.

Янтарная комната
Янтарная комната

Янтарная комната была задумана при жизни короля Пруссии Фридриха I (1657–1713), возможно идея принадлежала его жене Софии Шарлотте. К рубежу XVII-XVIII столетий технологии обработки янтаря в Пруссии достигли практически совершенства для общего уровня техники того времени. Во многом этому способствовала традиция немецких князей делать дипломатические подарки из янтаря. Но ни Фридрих, ни София-Шарлотта так и не увидели Янтарный кабинет в законченном виде. Зато примерно в 1712 году несколько готовых панелей осмотрел Петр I, который сразу же выразил свою заинтересованность проектом. При встрече Петра I с Фридрихом-Вильгельмом I в ноябре 1716 года в связи с заключением союза между Россией и Пруссией прусский король преподнес российскому императору подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.

Документально подтвержденной информации о том, распорядился ли император Петр установить янтарные панели где либо, не сохранилось. Лишь Елизавета Петровна, вскоре после вступления на престол, дала указание на размещение кабинета в Третьем Зимнем дворце. Собранная в 1746 году Янтарная комната стала служить для официальных приемов, хотя часть панно в ней была только расписана под янтарь и впоследствии ее не раз переносили с места на место.

Янтарная комната
Мозаика из янтаря -
панно из Янтарной комнаты с вензелем и рамой

В 1755 году Елизавета Петровна решила создать новую Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Старые панели были разобраны и вручную перенесены в Царское Село. Отведенный для Янтарной комнаты зал площадью 96 квадратных метров значительно превышал ее прежние размеры, поэтому фрагменты стен были затянуты холстом с росписью под янтарь, а часть стен заняли зеркала.

В 1763 году очередная дама на престоле - императрица Екатерина II - издала указ о замене расписных холстов и изготовлении янтарных панелей для нижнего яруса стен. Было изготовлен ряд щитов и деталей, на которые ушло 450 килограммов янтаря. К 1770 году Янтарная комната приобрела свой окончательный вид, причем янтарное оформление стен дополнилось колекцией изделий из янтаря работы русских и немецких мастеров.

Янтарная комната
Мозаичное панно в Янтарной комнате.
Флорентийская мозаика по эскизу Д.Дзокки,
резная янтарная рама и декоры, мозаичный янтарный фон.

Климатические условия и печное отопление негативно сказывались на состоянии янтаря, панели комнаты постоянно реставрировались. Хрупкость материала и необходимость очередной реставрации стали основной причиной решения о консервации, а не эвакуации Янтарной комнаты в 1941 году. Янтарные панели были демонтированы немецкой командой по вывозу художественных ценностей и перевезены в Кенигсберг. В 1944 году комната была вновь разобрана, упакована в ящики, после чего потеряна.

В 1983 году начались работы по воссозданию Янтарной комнаты, и спустя 24 года все панно и детали убранства вновь обрели свое место в Царскосельском дворце. Легенда вновь стала осязаемой.

Янтарная комната

Янтарь - специфический материал, соединяющий в себе свойства и камня, и стекла. Застывшая смола добывается в разных концах земного шара, но на территории России распространен в основном балтийский янтарь, добываемый вдоль побережья Балтийского моря, хотя есть сведения о наличии ископаемого янтаря на территории Белоруссии и Польши. Мозаику можно выкладывать из любого материала - и янтарь не исключение, хотя как правило янтарные мозаики - небольшие предметы или декоративные вставки в мебели и различных изысканных вещицах. Янтарные кусочки отличаются по цвету - от почти белого, с кофейно-молочным оттенком до темно-желтого с коричневыми и красными бликами. На чередовании светлых и темных кусочков основано создание рисунка мозаики из янтаря. Другой важной характеристикой является прозрачность - от чуть окрашенных почти как стекло проницаемых для света кусочков до абсолютно плотных янтарей.

Янтарная шкатулка
Янтарная шкатулка из коллекции Царскосельского музея

Янтарная комната - уникальное явление в мире мозаики - другого такого произведения искусства просто нет. В одном зале собрано восемь больших вертикальных панно, полностью выполненных из янтаря. Сочетание мозаики, резьбы и вариаций цвета создает необыкновенное впечатление постоянного движения, игры света в золотых линиях и плоскостях. В четырех больших панно установлены флорентийские мозаики на аллегорические темы (одна из них - сохранившаяся с довоенных времен) из полудрагоценных камней. В промежутках между панно - зеркальные пилястры. Янтарные панно размещены и в нижнем ярусе декоративного убранства зала. Особое впечатление производит и угловой столик-полка с одной изогнутой ножкой, также полностью выполненный из янтаря.

Янтарь - застывший солнечный свет, камень солнца и моря. Мозаики из янтаря - украшение любого интерьера, любого стиля, любых художественных идей. И если мозаичное янтарное панно уместно во дворце, великолепием не уступающем Екатерининскому, то камерный предмет с янтарной мозаикой станет изысканным аксессуарам и в городской квартире, и в загородном доме.

Янтарная шкатулка
Шкатулка из янтаря

Источник: Государственный музей-заповедник Царское Cело

версия для печати

Следующая страница: Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева

    • Начало   • Искусство мозаики   • Янтарная комната  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта