Толковый словарь В.Даля: ШМАЛЬТА ж. голубая краска: растертое в пыль стекло, окрашенное кобальтом. -товый голубой цвет.
Монументальные мозаики Зураба Церетели.
Неоднозначное восприятие творчества Зураба Церетели в последние десятилетия во многом связано с
грандиозностью его творений и определенной близостью к властным структурам и личностям. Политика и конъюнктурность -
два термина, которые вызывают у искусствоведов и собратьев по художественному цеху негативные эмоции, от неприятия
до откровенной зависти, и подчас оценка тех или иных современных работ мастера остается в рамках чьих-то
общественно-политических настроений. Мы оставим огромные памятники и скульптуры за рамками этой статьи.
Речь в ней об одном из начал творческого пути Зураба Церетели. В 70-х годах прошлого века он был известен прежде всего
как создатель монументальных мозаик - красивых панно с простыми и абсолютно неполитическими сюжетами.
г.Ульяновск. Гостиница Венец. Мозаичный бассейн "Морское дно". 1970
Тбилиси
Мозаики Церетели в Тбилиси - пример воплощения разных тем и направлений в укладках маленьких цветных
кусочков смальты. Стремление к монументальности художника определенно заявляет о себе в грандиозной
мозаике Дворца культуры профсоюзов Тбилиси. Сюжет мозаики - стилизованное изображение человека, держащего над
собой диск пылающего солнца, а вокруг — хороводы диковинных цветов и животных. Вне времени и вне политики
этот рисунок повествует о красоте окружающего мира и об особой роли человека для этого мира.
Мозаичное панно стало центром всего микрорайона и своего рода ориентиром в городе.
Фрагмент мозаичной композиции для Дворца культуры. Тбилиси (Грузия). 1971
Основное архитектурное сооружение Парка Победы в Тбилиси — каскад ступенчатых форм, по которым стекает вода в
бассейн. Этот бассейн охвачен мозаичным рельефом, изображающим тесно сомкнутые знамена, реющие полукольцом вокруг
Вечного огня. Красные цвета знамен - основная цветовая доминанта композиции, а сами знамена - главный символ
Победы и единства народов и страны в достижении этой Победы.
Мозаика "Знамена". Парк Победы. Тбилиси. 1972.
Архитекторы: В.Алекси-Месхишвили, К.Нахуцришвили, О.Литанашвили.
А так выглядит композиция в Тбилисском парке Победы сейчас.
Красные знамена сменились флагами Грузии на синем фоне.
Тбилисский автовокзал благодаря мозаикам определенно стал не только утилитарным зданием для транзита и
обслуживания пассажиров, но и местом приобщения этих пассажиров к прекрасному. Главное в мозаике автовокзала -
колеса. Колеса большие и маленькие, являющиеся частью автомобилей и транспорта и отдельные передают общую
идею движения, стремления к изменениям и перемещениям. Панно выполнено в необычной технике - оно рельефное.
Выложенные мозаиками части композиции создают трехмерное пространство, где какие-то детали выступают вперед,
а какие-то занимают более скромное положение, образуя фон.
Рельефно-мозаичная композиция для Тбилисского автовокзала (Грузия). 1972.
Адлер и Пицунда
Детская игровая площадка возле пенсионата "Адлер", созданная в конце 60-х открыла своего рода модное
направление в декорировании территорий южных пансионатов и общественных зданий. Площадка удостоилась
разных премий и стала одним из тиражируемых образов южного комфорта и красоты.
Комплекс представляет собой большую и мелкую чашу, которая наполняется водой. Вокруг и внутри чаши
расположены различные морские обитатели - рыбки, морские коньки, морские звезды, черепахи. И само дно
бассейна, и фигурки животных сплошь покрыты мозаикой, образуя яркие красочные образы.
В центре всего этого великолепия возвышается огромный коралловый остров, окруженный со всех сторон водой.
У бассейна также расположился сказочный лабиринт с изображениями героев сказок, также выложенных
цветной мозаикой.
Пансионат «Адлер». Детский сказочный городок.
Пансионат «Адлер». Бассейн детского сказочного городка. Открытка 1979 года.
В момент создания Адлерская детская мозаика была уникальной для Советского Союза (и, пожалуй, для
остального мира), о чем писала даже центральная "Правда" в своих статьях. Успех и государственное признание
работ Церетели способствовали возникновению целого направления советского монументального искусства.
Позднее мозаичные фонтаны, бассейны, детские площадки украсили практически все южные города СССР.
При оформлении курорта «Пицунда», где Церетели работал главным художником, были использованы принципы
соединения современности и истории. Возле каждого высотного корпуса пансионата было создано свое художественное
окружение - копии древнегрузинский рельефов, скульптуры и специально возведенные декоративные стенки с
мозаикой. На большинстве из них - яркие стилизованные изображения птиц, рыб, морских животных, а иногда звездного неба.
Мозаики выполнены из разнофигурных и разноразмерных элементов самой разной формы, подчас достаточно крупных.
Цветовые гаммы мозаик подобраны с чувством меры и баланса - каждое панно ярко и привлекательно по-своему,
а вместе они образуют единый стилистический ряд.
Пицунда. Стелла с мозаикой.
Мозаики Зураба Церетели - светлые, красочные, оптимистичные произведения искусства с
ярким восприятием мира. Удивительным образом мозаики в Адлере и Пицунде стали органичной частью
всей окружающей среды, соединившись с морем, солнцем, цветами. В сюжетах нет никакой идейности кроме
радости жизни и полноты чувств от красоты мира. Некоторые орнаментальные мотивы напоминают
народное творчество (не зря Церетели участвовал в этнографических экспедициях по Грузии),
некоторые кажутся взятыми с детских рисунков. Все вместе создает удивительный
фантазийный мир с буйством красок и позитивным настроем. В мире этом нет пафосности, нет
громозкости и впечатления монументальности, зато есть игра, движение, энергетика.
Н.Ласточкина.
Источники: www.tsereteli.ru
Фото Парка Победы в Тбилиси в настоящем и бассейна возле гостиницы Венец в Ульяновске - Panoramio.com
Открытка с изображением детского городка в Адлере - Sovetika.ru