Искусство мозаикиМозаики Помпеи Мозаики Скифополиса Мозаики Кесарии Палестинской Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.) Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв) Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век) Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ) Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте Мозаики на фасаде Бородинской панорамы Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век) Монументальные мозаики Зураба Церетели Янтарная комната Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева
Толковый словарь В.Даля:ШМАЛЬТА ж. голубая краска: растертое в пыль стекло, окрашенное кобальтом. -товый голубой цвет.
| Мозаики Помпеи
Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного
искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных
мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием.
С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего
искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течении следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже
сюрреализм - на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет.
(Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое - хорошо забытое старое.)
Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих
Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора
цвета и размер мозаичных элементов - всего несколько миллиметров.
Александр Македонский и Дарий в Битве при Иссе
Наиболее известная мозаика Помпеи - Битва при Иссе из Дома Фавна. Знаменитой сделало мозаику не только изображение
Александра Македонского, но и художественная глубина образов, динамика всей картины, пронесенные через
тысячелетия эмоциональность и драматизм.
Сюжет мозаики - один из ключевых моментов истории древней цивилизации. Битва армии Александра Македонского с
войском персидского царя Дария открыла великому полководцу дорогу на восток, в Индию. И нанесла ошеломляющий удар по
Персидской империи. Авторам мозаики удалось передать не только переживания главных действующих лиц, но и общий
накал страстей.
Предполагается, что мозаика выполнена в 1 веке нашей эры по живописному оригиналу греческого художника Филоксена из Эритреи.
Филоксен был современником Александра, поэтому весьма вероятно, что резкие, напряженные, немного угловатые черты
лица Александра куда более близки к оригиналу, чем идеализированные портреты позднего времени. Лицо Дария, хотя и
отражает сложную гамму чувств, скорее всего также имеет портретное сходство с царем персов.
Картина в целом поражает многоплановостью и цельностью. Сложность композиции образуют многочисленные фигуры воинов,
всадников, находящихся в движении. При этом лица и детали выписаны с точностью и реалистичностью. В мозаике Битвы при
Иссе ограничена цветовая гамма - используются черный, белый и желто-красные цвета. Ограничение это отнюдь не связано
с недостатком материалов другого цвета, а является художественным замыслом, вероятно, подчиненным каким-то общим
интерьерным интересам. Сложно судить, возможно и живописный оригинал изначально был выполнен в такой цветовой гамме.
В настоящее время оригинальная мозаика находится в Археологическом музее Неаполя, но изначально она украшала пол в Доме Фавна
в Помпеях (сейчас там размещена точная копия мозаики, выполненная мастерами из Равенны).
Размер композиции - 5,84 на 3,17 метра (площадь - свыше 15 квадратных метров), количество мозаичных элементов - более полутора миллионов.
Битва при Иссе. Мозаика из Дома Фавна в Помпеях. 1 в. н.э.
Битва при Иссе. Фрагмент. Александр Македонский.
Битва при Иссе. Фрагмент. Дарий.
Помпейский кот
Вторая растиражированная мозаика из Помпеи - изображение леопарда (некоторые, впрочем, считают, что это - кот).
Характерная пятнистая раскраска передана довольно точно, не оставляют сомнений в хищности зверя и выраженные
когтистые лапы. Но оскал на морде сложно считать агрессивным - кот скорее играет, приготовившись к прыжку за
игрушкой, чем всерьез собирается нападать.
На этой мозаике хорошо заметен один из типовых приемов римских мозаик - силуэт рисунка подчеркнут не только цветными
кубиками, но и выложенными по линии фоновыми белыми элементами. В мозаике хорошо передан объем самого тела
животного, а тени от лап призваны подчеркнуть реалистичность изображения.
Хорошая киска, хорошая...
Cave Canem - Бойся собаки
Еще один "хит" мозаик Помпеи - сторожевая собака.В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то
вроде охранного талисмана и предупрежения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала
нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме -
охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками
индивидуальны - встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели
детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно
свернулись клубочком и спят.
На примере приведенных мозаик заметны различия в стилистике и форме изображений. В искусстве Помпеи выделяют несколько
периодов, ведь город развивался и рос на протяжении нескольких столетий. Не вдаваясь в искусствоведческие тонкости,
просто обратим внимание посетителей на заметную разницу в подаче изображений и форме исполнения мозаик.
В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки - это цербер, охраняющий вход в иной мир.
Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира
и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.
Cave Canum - Бойся собаки. Мозаика. Помпеи. V, 1, 26. Casa di Cecilio Giocondo
Cпящая собака. Мозаика. Помпеи. VI, 8, 3-5. Casa del Poeta Tragico
Сторожевая собака. Мозаика. Помпеи. I, 7, 1. Casa di Paquio Proculo
Еще одна собака. Мозаика. Помпеи.
Академия Платона.
Академия Платона - знаменитая философская школа, в которой были заложены многие основы современной цивилизации.
Мозаика в одной из вилл Помпеи, как предполагается, изображает группу философов классического периода.
Второй слева - Лисий, третий слева - Платон. Сама картина лаконична и почти схематична в изображении деталей.
Античный храм, дерево, капителий колонны обозначены, но не прорисованы, хотя складки на одеждах точны и реалистичны.
Композиция и манера исполнения позволяют предположить, что мозаика выполнена по картине греческой школы.
Но к моменту изготовления мозаики в Помпее царил иной стиль - к сюжетному изображению мастера мозаики добавили
шикарную рамку с пышным декоративным переплетением фруктов, лент, листьев и восемью комическими масками.
Каждая маска - оригинальна, они не повторяются, и их смешные гротескные гримасы словно смеются над
пафосом центрального сюжета.
Некоторые историки считают, что на мозаике изображен вовсе не Платон и совсем не его Академия, а заседание
ученых Александрийского Музея (который был совсем не музей в нашем понимании, а нечто вроде академии наук и университета
в одном флаконе). По большому счету - так ли это важно? Сидят люди, беседуют о важном, а вокруг смеются маски - сколько раз
еще повторит такую коллизию мировое искусство...
Материалом для мозаики послужили мраморные кубики с добавлением смальт.
Сейчас мозаика находится в Неаполе, в Национальном археологическом музее.
Академия Платона. Мозаика. Помпеи (Вилла Т. Симиния Стефана). Начало I в. до н. э.
Люди и судьбы
В Помпейской живописи и мозаике часто встречаются мифологические и жанровые сюжеты. Подчас отделить,
где изображена легенда,а где - реальная жизнь попросту невозможно. Для нас весь мир Древнего Рима - большая легенда,
со своими устоявшимися образами, клише, заблуждениями.
Битва с Минотавром (Лабиринт). Мозаика. Помпеи
Комедианты. Мозаика. Помпеи
Мозаика с изображением скелетика - может показаться мрачным пророчеством, но в действительности жители Помпеи
вовсе не склонны были впадать в тоску и уныние. Скорее всего такое изображение - напоминание лекарю о том, как
устроен человек, или вывеска ритуального бюро. Если Помпейские лупанарии прославились своими
иллюстрациями, которые понятны без всяких объяснений, то почему сходного подхода не предположить в других
сферах оказания услуг?
Скелет. Мозаика. Помпеи
Наш поголовно образованный мир подчас слишком зациклен на предопределенности. А вот помпейцы, судя по этой
картине, большое значение придавали Фортуне, Случаю, Удаче. (Что-то вроде - от сумы не зарекайся). Колесо, череп,
весы, мера - символика понятна и спустя пару тысячелетий. Два платья, два мира - и подчас так легко оказаться с другой стороны.
Фортуна. Мозаика. Помпеи
Звери, птицы, рыбы
Искусство мозаики было настолько широко распространено, что среди сюжетов мозаичных картин и панно
встречаются самые разнообразные звери, птицы, рыбы - в родной среде обитания, во взаимодействии или просто в
виде натюрморта (а до знаменитых охотничьих "развалов" Снейдерса еще века и века...).
Бегемот. Мозаика. Помпеи
Крокодил. Мозаика. Помпеи
Рыбы и утки. Мозаика. Помпеи.
Кошка с перепелом, птицы и рыбы. Мозаика. Помпеи.
Подводное царство
Мозаика с изображением обитателей морских глубин известна также под названиями
"Рыбы", "Морское дно" и - даже - "Морские гады". На черном фоне представлена энциклопедия
рыб и животных, обитавших в морской пучине и хорошо известных авторам мозаики, так как большинство
существ (больше двадати различных жителей моря) не только узнаваемы, но и переданы с поразительной
точностью. С помощью нюансов цвета художник воспроизвел характерную окраску рыб, включая даже
мелкие детали - плавнички, линии жабр, присоски осьминога и т.п.
Композиционный центр картины - осьминог, обвивший щупальцами лангуста. Близко посаженные и
подчеркнутые глаза осьминога кажутся направленными прямо на зрителя картины. Осьминог словно ведет
диалог со зрителеем сквозь стекло современного аквариума, в то время как остальные рыбы заняты своими делами.
Впрочем, не подлежит сомнению, что все представленные виды рыб, моллюсков, ракообразных составляли
значительную часть рациона помпейцев, так что мозаика - своего рода иллюстрация к кулинарным пристрастиям
двухтысячелетней давности.
Подводное царство (Морское дно)
Мозаика в интерьерах Помпеи
Было бы несправедливо не уделить внимания сохранившимся образцам внутреннего убранства дворов и вилл Помпеи.
Жители древнего города знали толк не только в изобразительных искусствах, но и умели обустраивать свои дома с
изяществом и роскошью. Вероятно, большинство полов в домах аристократии и богатых семейств украшали
геометрические и растительные орнаменты, выложенные из черных и белых элементов. Но не редкость и огромные
цветные напольные композиции (вроде уже упоминавшейся Битвы при Иссе).
Мозаичный пол
Мозаичный пол
Некоторые созранившиеся образцы декоративного и интерьерного искусства поражают обилием
идей и гармоничностью цветовых сочетаний. Облицованную мозаикой колонну иные "специалисты" готовы
отнести то к византийской эпохе (до нее несколько веков), то к излишествам барокко ( -надцать веков).
А между тем в колонне соединяется небанальный геометрический узор, цветочно-растительный ковер, а также
три бордюра-пояса с оригинальными рисунками. Использование смальты позволяет предположить, что колонна
изготовлена в поздний период, что не мешает ей на века обогнать достижения искусства дизайна.
Размер мозаичных элементов в облицовке колонны составляет порой всего несколько миллиметров.
Мозаичная колонна из Помпеи. (Сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя)
История римской мозаики далеко не исчерпывается художественными картинами, найденными в
Помпеях. Однако именно засыпанный пеплом город дал представление о том, насколько масштабно применялась
мозаика в искусстве внешней и внутренней отделки общественных зданий и жилых домов в древне-римском
мире. Погибнув, Помпея стала памятником себе и древней цивилизации, уделявшей столь значительное внимание
красоте и эстетике своей повседневной жизни.
Надежда Ласточкина, 2009.
По материалам: pompeii.ru, vokrugsveta.ru, varvar.ru, foto.mail.ru/mail/juju777/ и других ресурсов. версия для печати
Следующая страница: Мозаики Скифополиса
|