Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Искусство мозаикиМозаики Помпеи
Мозаики Скифополиса
Мозаики Кесарии Палестинской
Техника мозаик раннехристианских базилик на территории Палестины (III-VII вв.)
Мозаика пола церкви Святого Николая в Мирах Ликийских (III-IV вв)
Мозаики в соборе Софии Киевской (XI век)
Фонтан «Каменный цветок» на ВДНХ (ВВЦ)
Панно «Искусство» для выставочного зала в Ялте
Мозаики на фасаде Бородинской панорамы
Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)
Монументальные мозаики Зураба Церетели
Янтарная комната
Мозаичный ковер на могиле Рудольфа Нуриева


Книга рекордов Гиннесса:
В голландском городе Леюварден в 2002 году установили мировой рекорд - собрали самую большую мозаику из домино. В рекордной цепочке домино - 3 миллиона 847 тысяч 295 костяшек. В конкурсе участие 89 команд со всего мира.


Мозаики на фасаде Бородинской панорамы

Музей-панорама «Бородинская битва» открылся 18 октября 1962 г. С тех пор нескончаем поток посетителей. За эти годы в музее побывало свыше двух десятков миллионов человек. Несколько десятков книг отзывов полны восторга, удивления и глубокой признательности создателю и реставраторам панорамы. Каждый день в музей приходит от 4 до 5 тысяч экскурсантов. И это лучшее подтверждение огромной популярности художественно-исторического памятника героическим событиям 1812 г.

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы

Здание, в котором располагается музей, покоряет композиционным единством всех своих частей. В центре его — сооружение цилиндрической формы, напоминающее барабан, из стекла и алюминия, высотой около 23 и диаметром 42 метра. «Барабан» облицован стеклянными (стомалитовыми) плитами (2,3Х1,2 м), покрытыми серо-голубой керамической краской и вставленными в металлический каркас.

Два невысоких прямоугольных крыла, примыкающих к центральной части здания, украшены мозаичными панно «Народное ополчение и пожар Москвы» и «Победа русской армии и изгнание Наполеона». Эти панно, площадью по 75 квадратных метров каждое, вводят зрителя в героические события великой битвы, рассказывают о бессмертном подвиге народа. Автор — московский художник Б. Тальберг. Выполнены панно сотрудниками ленинградской мозаичной мастерской Академии художеств СССР под руководством В. Рябышева.

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. «Народное ополчение и пожар Москвы»
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. «Народное ополчение и пожар Москвы»

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Солдаты и народное оолчение
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Солдаты и народное оолчение

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Крестьянин из ополчения
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Крестьянин из ополчения

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Ключ от Москвы в сполохах пожара
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Ключ от Москвы в сполохах пожара

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Солдаты, уходящие на бой
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Солдаты, уходящие на бой

На мозаичном панно «Народное ополчение и пожар Москвы» мы видим объятую пламенем Москву, изображение старого московского герба и символического ключа от города, который так и не был поднесен Наполеону. На фоне пожара — поднявшийся против захватчиков русский народ. На переднем плане мощная фигура крестьянина. Внизу слева, со штыками наперевес, идут в бой солдаты, за ними устремились ополченцы. Их благословляет женщина-мать, олицетворяющая родину, а рядом с ней скорбная фигура солдатки с ребенком. Обе они знают, что не все вернутся с поля битвы, но мужественно провожают в бой своих мужей, сыновей и братьев.

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. «Победа русской армии и изгнание Наполеона»
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. «Победа русской армии и изгнание Наполеона»

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Вариация на тему зова Родины-матери
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Вариация на тему зова Родины-матери

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Офицеры и раненый Багратион
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Офицеры и раненый Багратион

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Портрет Багратиона
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы. Портрет Багратиона

На панно «Победа русской армии и изгнание Наполеона» на фоне развевающихся знамен изображены плотные каре русских воинов на Бородинском поле и стреляющие батареи. На переднем плане фигура русского солдата с ружьем в руках — подлинного спасителя отечества. Перед группой офицеров тяжело раненный Багратион отдает последние распоряжения. В центре композиции — портрет Михаила Илларионовича Кутузова. Над русскими войсками, отразившими все атаки врага, парит аллегорическая фигура Славы. Зажатым в левой руке коротким мечом она указывает путь к грядущей победе.

Внизу справа изображены отступающие колонны некогда «великой» армии Наполеона. Это финал нашествия, это результат неустрашимой стойкости русской армии и всего народа.

Героико-патриотическую тему мозаики словно продолжают уложенные на каменной ступени цоколя трофейные орудийные стволы. Все эти 68 орудий принадлежали разным государствам Европы, чьи войска входили в состав армии «двунадесяти языков». К панораме они были перенесены от стен Арсенала Московского Кремля, смиренно превратившись в элемент ее декоративного убранства.

Мозаика на фасаде Бородинской панорамы
Мозаика на фасаде Бородинской панорамы.

Мозаики фасада Бородинской анорамы выдержаны в сочетании двух основных цветов: серого и красного. Пожар Москвы и огонь Отечественной войны выражены в ярко-красных и благородно-багряных тонах, охватывающих человеческие фигуры и группы, создавая угрожающий фон, и напоминая о пролитой крови. Вариабельность сине-серых оттенков подчёркивает определённую условность изображения, которое становится не живописным полотном, а эмоциональным и резким рисунком графика. При этом относительная статичность фигур рождает чувство монументальности полотна и напоминает о несгибаемости русской армии, в то время как динамичные языки пламени придают картинам движения и документальности.

Техника исполнения мозаик достаточно проста. Фоны заданы ровной укладкой прямоугольных элементов лишь с некоторой изменчивостью цвета. Фигуры прорисованы по силуэтам тёмными контурами, а лица и тонкие детали решены условно, подчас лишь обозначены контрастами и отдельными линиями. Основные части панно выполнено из квадратных плит, смонтированных на стене, и образующих навязчивую решётку швов. Эта особенность учтена в рисунке мозаики, к швав привязываются контрастные смены цвета или они используются в качестве линий рисунка. Однако сохранить целостность рисунка, особенно вблизи, авторам мозаики не удалость. В частности, впечатление изрядно портит полоса шва, разрезающая лицо Багратиона пополам. Нельзя не обратить внимание и на линию швов, срезающую бороды у ополчения.

Мозаики Бородинской панорамы - весьма характерны для эпохи расцвета советского мозаичного искусства. В них выражены основные принципы наглядной монументальности, свойственные эпохе: торжественность, драматизм, условность изображений и многословность, мозаичность самой композиции, состоящей из множества элементов.

На белокаменном опорном кольце цилиндра главного здания панорамы высечены имена героев.
«Михаил Кутузов, Петр Багратион, Барклай де Толли, Михаил Милорадович, Алексей Ермолов» — это прославленные полководцы суворовской школы, организаторы и руководители вооруженной борьбы с нашествием армии Наполеона.
«Матвей Платов, Василий Костенецкий, Федор Уваров, Алексей и Николай Бахметевы, Николай Лавров, Карл Толь, Петр Коновницын, Ираклий Морков, Яков Кульнев, Николай Раевский, Дмитрий Неверовский, Александр Остерман-Толстой, Петр Лихачев, Иван Дорохов, Николай и Александр Тучковы, Александр Кутайсов, Илья Дука, Василий Иловайский, Карл Багговут, Денис Давыдов, Михаил Бороздин, Александр Фигнер, Дмитрий Дохтуров, Александр Сеславин, Захар Олсуфьев» — славная плеяда мужественных военачальников, бесстрашных командиров корпусов, дивизий, бригад и отрядов русской армии, живое воплощение крылатых слов Багратиона: «Счастье всегда на стороне отважного». О подвигах героев рассказывают документы, мемуары и письма участников и современников тех далеких событий.
Имена храбрых вождей крестьянских партизанских отрядов выбиты на цоколе панорамы рядом с именами прославленных военачальников: «Гавриил Анкудинов, Иван Ильин, Семен Архипов, Иван Скобеев, Степан Еременко, Иван Ермолаев, Семен Тихонов, Никифор Савельев, Савва Беляев, Емельян Васильев, Семен Емельянов, Ермолай Четвертаков, Василиса Кожина, Борис Борисов, Герасим Курин, Иван Андреев, Федор Потапов (Самусь), Егор Стулов».

версия для печати

Следующая страница: Флорентийские мозаики. Пушкинская площадь в Москве (XX век)

    • Начало   • Искусство мозаики   • Мозаики на фасаде Бородинской панорамы  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта