Технологии мозаикиРимская мозаика Византийская мозаика Флорентийская мозаика Прямой мозаичный набор Обратный мозаичный набор Секреты и рецепты: стекло Секреты и рецепты: мрамор Меховая мозаика в народных промыслах России Создание и разрушение мандалы из песка Мозаика из скорлупы яиц. Кракле Мозаика в бисероплетении
Книга рекордов Гиннесса:Самая большая мозаика из фотографий - мозаика с изображением улыбающегося ребенка. Ее размеры 40,6 метров в длину и 14 метров в ширину. Мозаика состоит из 95 000 фотографий улыбающихся детей.
| Техника византийской мозаики.
Византийская мозаика - это прежде всего мозаика из смальты. Именно византийцы разработали технологию производства
смальты, благодаря которой это относительно экономичное и простое в обращении стекло стало основным материалом
в монументальной живописи. Византийцы с помощью добавления в сырьевую стекломассу различных металлов ( золото, медь,
ртуть) в различных соотношениях научились изготавливать несколько сотен различных цветов смальты, а с помощью
простых инструментов элементам мозаики можно было придать элементарные геометрические формы, удобные для укладки
в мозаичное полотно. И все же основным мозаичным элементом стали кубики - именно композиции из аккуратно выложенных
мелких и более-менее одинаковых по размеру кубиков создали славу византийским мозаикам.
Наиболее древние сохранившиеся образцы византийских мозаик относятся к III-IV векам, а два периода расцвета приходятся
на VI-VII века (золотой век) и IX-XIV (после иконоборчества - македонское возрождение, консерватизм комнинов и
палеологовский ренессанс). Наиболее известными византийскими мозаиками являются мозаики Равенны и
изображения Айя-Софии (Константинополь). Если римская мозаика решала наряду с эстетическими задачами чисто
функциональные проблемы, византийская стала главным элементом художественной отделки соборов, усыпальниц,
базилик и визуальные задачи вышли на первый план. Римские мифологические образы, зачастую игривые и жанровые,
одинаково хорошо смотрящиеся и в частных атриумах, и в общественных термах, сменились грандиозными по замыслу и
реализации монументальными полотнами на библейские сюжеты. Христианские истории стали центральной темой мозаик,
стремление к достижению максимального впечатления от изображения стало движущей силой совершенствования техники
укладки мозаики и разработки новых цветов и составов смальты.
Византийская мозаика. Базилика в Чефалу. Христос Пантократор
Особенностью византийских мозаик в храмах стало использование удивительного золотого фона. Мозаики выкладывались
методом прямого набора, и каждый элементик в укладке отличался своей уникальной поверхностью и своим положением относительно
других элементов и основы. Создавалось единое и словно живое золотое поле, мерцающее как при естественном освещении,
так и при освещении свечами. Неповторимость игры оттенков цвета и отражений света на золотом фоне создавало эффект
движения всей картины.
Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров тел, объектов, предметов. Контур
выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд - со стороны фона. Ровная линия
таких контуров придавала изображениям на мерцающем фоне четкость.
Большинство приемов византийской мозаики используется и в современных мозаичных композициях. Использование смальты,
фон, образованный неровностями смальтовых кубиков, ровные контуры границ объектов и фона - это классика мозаики, классика Византии.
версия для печати
Следующая страница: Флорентийская мозаика
|