Анекдот: Четвертый день собираю пазл.... Кто сказал, что это развивает спокойствие и терпение?!! Я эти квадратики уже кулаком вбиваю!!
Создание и разрушение мандалы из песка
На санскрите мандала - это круг, диск, колесо, сфера, шар, страна, территория, общество, и многое другое, что может описываться этими значениями. В буддизме мандала - это и понятие буддийского мира, сферы обитания божеств, Вселенной, и ряд ритуальных изображений, символов.
Maндала представляет собой круг, вписанный в квадрат, который в свою очередь вписан в круг. Внешний круг – Вселенная, внутренний круг – измерение божеств, бодхисаттв, будд. Место на мандале того или иного будды или бодхисаттвы соответствует его наиболее выраженной способности. Эта способность, или просветлённая активность,
связана с какой-либо из пяти чистых мудростей, символически выражаемых цветом и расположением на мандале.
Пять изображаемых будд или бодхисаттв символизируют единство пяти мудростей как аспектов духовного
Пробуждения.
У мандалы имеется центр и четыре направления, соответствующие четырём сторонам света. Квадрат мандалы,
ориентированный по сторонам света, имеет с каждой стороны Т-образные выходы – ворота во Вселенную.
Поле квадрата поделено на четыре части. Пятую часть образует центр. Каждая из пяти частей имеет
свой цвет: синий соответствует центру, белый – востоку, желтый – югу, красный – западу, зеленый – северу.
Каждый цвет также ассоциируется с одним из дхьяни-будд – главой семейства (генезиса), к которому
относится изображаемое существо.
Один из буддийских ритуалов - посвящение Калачакры включает в себя создание мандалы из цветного песка или
порошка, сопровождающееся молитвами.
Первым действием ритуала, разумеется, является молитва и благословение цветного песка, инструментов и
специального стола для построения мандалы. Затем монахи приступают к разметке поверхности стола.
Разметка
Центральные и диагональные линии наносятся с помощью белой нити, которая должна быть сплетена
юными девушками и куплена не торгуясь. Эта нить опускается в белый песок мелкого помола, затем монахи натягивают ее над поверхностью мандалы, слегка приподнимают за середину и отпускают. На поверхности стола остается белый след. Остальные линии наносятся при помощи мела, карандашей и линеек. Все сложные декоративные элементы монахи создают без предварительной прорисовки.
Инструменты
Непосредственное формирование замысловатых узоров мандалы происходит при помощи металлического конуса (чакпу) и твердого рога яка. В конус, который имеет в средней части неровную, ребристую поверхность, монахи засыпают песок нужного цвета. Потирая эту поверхность рогом яка или другим твердым материалом, монахи создают вибрацию, за счет чего песок ровной струйкой высыпается через небольшое отверстие. Поток песка регулируется посредством скорости трения и степени нажима на чакпу (конус).
Цветной песок
Песок специально подготавливается и расставляется в емкостях на столе. Цвет части песка остается
естественным, но обычно используется и достаточно большое количество окрашенного песка самых разных цветов
и оттенков. Иногда исользуется не песок, а частицы камня, полученные путем дробления и помола.
Размер песка варьируется. Крупнозернистый песок используется для заполнения фона, мелкий - для прорисовки
мелких деталей и узоров.
Нанесение песка
Мандалу из песка создают обычно два или четыре монаха, начиная от центра и постепенно расширяя картину.
Каждый круг - уровень рисунка - должен быть закончен полностью, прежде чем монахи присупят к следующему
этапу работы. При этом работа должна вестись сосредоточенно, без спешки, но и не слишком медлительно.
Каждый монах отвечает за свой сектор - свою часть света. Если кто-то завершает свою часть рисунка раньше других, то помогает в завершении круга, прежде, чем начать следующую часть работы.
В процессе медитации на стадии создания сложной мозаичной композиции практикующий мысленно воспроизводит в уме всё, что изображено на мандале, отождествляя себя с божеством, изображенным в её центре.
Монахи, которые не участвуют непосредственно в создании мозаики мандалы, проводят различные церемонии,
смысл которых в очищении пространства и накоплении положительного потенциала. Обычно ритуалы эти
сопровождаются пением и игрой на музыкальных инструментах.
Разрушение мандалы
Создание мандалы может продолжаться несколько дней. Но когда мандала завершена - процесс медитации и
познания божественного закончен, мандала должна быть разрушена. Смысл этого разрушения - в демонстрации
идеи непостоянства всего сущего.
После очередных молитв и обращений к божествам, один из монахов символически взламывает входы со всех четырех
сторон света, после чего мозаичное изображение сметается специальным веничком. Собранные в кучу в центре стола перемешанные песчинки пересыпаются в ритуальную чашу. Иногда гостям церемонии раздают по горстке песка - это вовсе не сувенир, а знак приобщения к чистоте и просветлению.
После монахи должны преподнести благословенный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословление по всему миру. Процессия, несущая чашу к реке или морю, сопровождается пением молитв и
музыкой.
Искусство создания мозаик из песка - мандал - доведено буддийскими монахами до совершенства. Изысканные
рисунки и тонкие линии вместе с импровизированными деталями создают волшебный образ совершенного мира.
Мира, который должен быть разрушен. Может быть, только затем, чтобы на этом же месте через некоторое
время создать новую мозаику - мандалу.