Технологии мозаикиРимская мозаика Византийская мозаика Флорентийская мозаика Прямой мозаичный набор Обратный мозаичный набор Секреты и рецепты: стекло Секреты и рецепты: мрамор Меховая мозаика в народных промыслах России Создание и разрушение мандалы из песка Мозаика из скорлупы яиц. Кракле Мозаика в бисероплетении
Толковый словарь В.Даля:"АГАТ м. камень разных цветов и оттенков, природный сплав кварца и яшмы, сердолика, халцедона и пр.; агатный, более употреб. агатовый, из него сделанный, к нему относящийся. "
| Мозаика в бисероплетении
История бисероплетения уходит куда-то в глубины неподвластному учебникам времени. Первые попытки украсить себя и свои
шкуры быи предприняты еще доисторическими племенами. Для этой цели вполне подходили сушеные ягоды, камушки с дырками, листья, плоды
деревьев и кустарников, косточки и все, что могло быть использовано в качестве украшения. Не исключено, что некоторые первые бусы
вовсе не носили сугубо декоративного характера, а скорее были этаким запасом всякой полезной всячины, носимом на себе.
Оседлая жизнь, расслоение населения, развитие различных технологий вызвали у части общества вполне понятное и не утраченное и по сию
пору желание выделится. Естественным образом таким выделением стало украшение одежды - помимо хороших шкур, мягких красивых тканей
одежду стали украшать вышивки, а шеи, уши, руки - различные бусы, браслеты, кольца и т.п. Появление ремесленных способов обработки камня,
выплавки стекла, производства металлов способствовало и развитию техник плетения, вязания всевозможных предметов и деталей одежды, в
том числе - и из маленьких бусинок.
Бисер - маленькие бусины, в настоящее время обычно из пластика, ранее - из тонкого цветного стекла. Бисер сам по себе подталкивает
фантазию мастерицы к созданию различных мозаичных узоров. Некоторые виды плетения из бисера так и называются - мозаикой.
В общем случае - это создание ровного и плотного полотна из бисеринок. Получается оно из продевания основы с бисеринкой через одну
бисерину предыдущего ряда. Особенностью данного вида плетения является эластичность получившегося полотна - оно немного
растягивается в стороны, за счет чего выполненные таким образом изделия оказываются более долговечными и стойкими к довольно
интенсивной эксплуатации. Там, где прямые нити основы порвутся, зигзагообразно расположенные нити мозаичного плетения только растянутся.
Мозаика – и самый плотный метод низания, бисерины прилегают друг к другу практически без зазоров.
Мозаичное плетение удобно использовать в качестве основы для объемных композиций с бахромой и различными рельефными плетениями.
Иногда мастерицы плетут ровное однослойное мозаичное бисерное полотно, и лишь потом по нему составляют основной бисерный узор.
В зависимости от выбранного узора и назначения конечного изделия мозаиичный узор может быть составлен из различного числе рядов.
Также мастерицы могут составлять рельефные мозаики, добавляя группы бисеринок в различных местах полотна.
Особым пилотажем является выполнение объемных фигурок и композиций, собранных из бисерного полотна. Такая работа, в общем, не сложна в техническом отношении - если вы освоили плетение мозаики из бисера, в принципе вы можете делать все, что захотите. Но для того, чтобы сделать,
например, грибочек или, скажем, матрешку, нужно хорошо чувствовать материал (или кропотливо подсчитывать ряды, бусины, петли).
Мозаичный шов – тот же принцип нанизывания, при котором бусины чередуются через одну, используемый для соединения концов мозаичных полос или деталей изделий. Крайние ряды сдвигаются таким образом, чтобы выступающие бусины одной стороны попадали в выемку между
бусин с другой, затем нить пропускается с одной и с другой стороны.
Продольный мозаичный жгут – мозаичное плетение начинают и выполняют по длинной стороне жгута, затем, когда ширина изделия
достигнет нужного размера, плетение сворачивают в трубочку по длине и соединяют первый и последний ряды мозаичным швом, пропуская нить поочередно через выступающие бисерины то одного, то другого края. Таким способом удобно плести шнуры с зигзагообразным или симметричным
рисунком, а также повторяющимся орнаментом (сразу видно весь рисунок по длине). Следует иметь в виду, что для того, чтобы
итоговое соединение получилось ровным, продольный жгут нужно рассчитывать на четное число рядов.
Поперечный мозаичный жгут – плетение начинают и выполняют по ширине жгута. Набрав нужное количество бисерин по ширине,
нанизывают очередную бусину и продевают иглу во вторую от начала группы бисерину. Затем продолжают обычное мозаичное плетение - по спирали,
сразу получая замкнутый жгут. Таким способом удобно создавать спиральные рисунки и асимметричные фантазийные мотивы.
Помимо различных украшений из бисера, мозаикой можно считать и сложные бисерные вышивки, в которых обычно использовался не только
сам бисер, но и различные драгоценные камни, жемчуг, янтарь, золотые и серебряные нити, небольшие фигурки из драгоценных металлов.
Фактически такого рода мозаиками украшены всевозможные царские одежды и императорские венцы, парадные одеяния патриархов,
уникальные предметы быта самых богатых и высокопоставленных людей Европы и Азии за несколько тысячелетий.
Так что, нанизывая ни ниточку одна к одной бисеринки, думайте о том, что законченная работа сделает вас похожей если не на величественную королеву, то
на прекрасную принцессу. Точно.
Н.Ласточкина
версия для печати
|