Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Мозаика для детейШестиугольная геометрия для малышей
Магнитные детские мозаики
Мозаика из песка
Изгнать скуку!
Воображай и соображай!
Первая мозаика для малыша
Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)
Мозаика в цветочном горшке
Мозаика из бумаги и картона своими руками


Толковый словарь В.Даля:
ОНИКС м. онихий, род агата с глазком, очковый агат: глазок этот выходит от разноцветных слоев, коими древние греки пользовались для толстой резьбы на камнях.


Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)

Т.Васильева.
Журнал "Юный художник", #2-1990, ISSN 0205-5791

Расцвели цветы лазорьевые,
Распошли духа малиновые,
Вырастала трава шелковая...
Старинная хороводная песня

Необозримый простор лугов с цветущими травами выше пояса. Пасущиеся белые и рыжие кони. Издалека крохотные, мелькают фигурки косарей в ярких рубашках... Таким надолго остается в памяти пейзаж короткого, но богатого красками северорусского лета. А зима? Белоснежный покров лег на поля, укутал бревенчатые дома. Из труб высоко в звездное небо поднимается голубоватый дым. В такую пору приятно зайти в натопленную избу, где вас всегда встретят с необыкновенным радушием, отличающим жителей северных деревень.

Сняв у порога обувь и ступив на домотканые дорожки, вы сразу ощутите порядок и уют, царящие вокруг. И не только от русской печи, откуда довольная приходом гостей хозяйка достает золотистые и круглые, как солнышко, шаньги, исходит тепло. Им проникнута вся внутренность дома, сотворенная щедростью души и трудолюбием крестьянских рук. Поблескивает поливой глиняная кринка для молока, расписанный лубяной короб хранит узорные чулки да рукавицы. А вот ручная прялка с полустершимся от работы рисунком, но заслужившая почет и уважение.

Живет по сей день — и это чудо из чудес — ручной деревянный ткацкий станок. В деревнях Архангельской области есть он почти в каждом доме. Именно на нем быстрыми и ловкими движениями рук создаются рулоны половиков, столь необходимых в быту — для защиты от холода, и сшитые из двух частей ковры на стену. Материалом для них служат прочные нитки и длинные узкие полоски фабричных тканей, вырезанные из старой одежды. Ничего не пропадает в доме у деревенской хозяйки. Даже самые мелкие кусочки идут в дело: из них сшивают пестрые мохнатые половички — прямоугольнички или кругляши.

Лоскутная мозаика

Лоскутная мозаика

А.Ф.Шенина
Лоскутное покрывало
1978-1981
Государственный русский музей.

Вспоминается разговор с ниной Федоровной Поповой из деревни Фаминская (Вилегодского района Архангельской области), в доме у которой на полу лежали такие мохнатые "кругляшки", похожие на диски пламенеющего заката. «Обрезки останутся, мне жалко их выбрасывать,— говорит она и показывает малюсенький кусочек ткани.— Экой обрезочек баской — куда его бросать? Вот я и шью...»

Потребность в ручном труде, неотделимом от творчества, для сельских жителей скорее правило, чем исключение. Лоскутная техника не требует никакого приспособления, кроме иголки с ниткой. Ускоряет работу швейная машинка, на ней сострачивают детали. О «кругляшках» женщины говорят между прочим, отмахиваясь: мол, не стоит внимания. Но заведите речь о лоскутных покрывалах, и лицо каждой мастерицы засветится гордостью. Пойдет сама или пошлет кого принести из низенького амбара еще несколько сложенных покрывал, будет сравнивать одно с другим, оценивать.

«Здесь кубички похруще (покрупнее), а тут помильче — так в глазах и мечется» — это уже из беседы с Евдокией Ефимовной Стениной из деревни Колодино. «Кубиком» мастерицы называют квадратик, сшитый из полосок ткани. Множество таких разноцветных квадратиков составляют потом композицию целого покрывала-панно. На вопрос, кто научил шить изделия из лоскутков, Евдокия Ефимовна ответила: «Сестра кубик потакала (показала), я нашила... Ну а потом будешь складывать, чтобы круг-от вышел». Вот, оказывается, и вся премудрость. Да только пойди попробуй!

На местном языке «круг» — это ромб — в древности символ солнца. Композиции с одним большим ромбом, двумя или несколькими темными ромбами на светлом поле (или, как говорят на Севере, «светлой земле») стали традиционными для вилегодских лоскутниц. Первые покрывала с таким узором появились у них лет двадцать назад. Чтобы получился круг, нужно, чтобы половина квадрата-заготовки была сшита из полосок ткани более темного тона. Каким же острым чувством цветового единства и внутренним видением должны обладать авторы лоскутных композиций! Ведь они делают заготовки чаще всего из пестрых, с разнообразным рисунком материй. Дополнительную фактурность создает блеск атласных лент, а иногда вкрапления «золота» и «серебра» парчи...

Лоскутная мозаика

Лоскутная мозаика

Л.Н.Плюснина
Лоскутное покрывало
1978-1981
Государственный русский музей.

И вот наступает самый захватывающий момент творчества. Мастерица раскладывает на полу квадратики и, распределив их по оттенкам и рисунку тканей, начинает составлять узор. Когда все сошлось, как в хитрой головоломке, можно соединить детали полотна и вставить его в раму — нашить на ситцевую основу с бортами из алого шелка. И засверкает, заискрится лоскутное панно, словно вобравшее в себя полуденное летнее солнце! Лежит вот такое диво на кровати, а в доме и светлее, и теплее, и радостнее. А можно на стену повесить («которые басне, на стену вешаем, наместо ковра») и любоваться, как картиной.

Именно такими своеобразными картинами предстали работы лоскутниц на выставке «Современное народное искусство Русского Севера», проходившей несколько лет назад в Государственном Русском музее в Ленинграде. Натянутые на подрамники покрывала буквально притягивали к себе восхищенных посетителей. Особенно ревностно рассматривали их кивописцы, вблизи и на расстоянии, пытаясь разгадать цвето-световые секреты.

Один из таких секретов таит в себе орнамент из темных ромбов, который создает иллюзию глубины и как бы подвижности узора. Попробуйте вглядеться в отдельные части лоскутного панно — и вместо основного мотива увидите другие комбинации линий в орнаменте. Такой цветовой фокус можно назвать приемом калейдоскопа.

Авторы изделий, привезенных на выставку и вошедших в коллекцию Русского музея,— Анфиса Федоровна Шенина и Валентина Ефимовна Шенина из деревни Гришинская Архангельской области. Валентина Ефимовна — совсем не старая еще женщина — бойкая, энергичная и певунья известная. Как она может за шитьем усидеть — трудно представить. Но, вероятно, именно в этом деле черпает она жизненные силы и бодрость духа.

Для знакомства с лоскутным искусством другого района Архангельской области воспользуемся «ковром-самолетом» Ан-24, курсирующим по маршруту Котлас — Красноборск. Через широкий разлив Северной Двины паром перевозит вас в поселок Дерябино, где живет Лидия Ивановна Плюснина. Ее лоскутные произведения немало путешествуют по стране. А дома у Лидии Ивановны — своя постоянно действующая выставка: не комната, а драгоценный ларец — вся в «лоскутах», будто в самоцветах! Но это только часть сокровищ.

Остальное богатство хранит она в дровянике — небольшом амбарчике во дворе возле поленницы. Первое свое покрывало сшила мастерица лет десять назад и с тех пор без этого занятия не представляет жизни. «Шитьто экой узор морготно (тихо, не скоро), тут посидишь... А я люблю!» — при последних словах в глазах пожилой женщины появляется задорный огонек. Есть у Лидии Ивановны самый любимый (хотя и морготный) узор, по которому всегда можно узнать автора. В основе композиции все тот же квадрат, но сшит он не из прямых полосок ткани, а из треугольников и трапеций. Называется узор по-местному «шахматочка». Красноборские «лоскуты» отличны от вилегодских и в цветовом построении. В них нет столь явных контрастов между «светом» и «тенью», нет разделения между фоном и основным мотивом узора. Но и те, и другие несут в себе осознание вечности, красоты и гармонии окружающего мира, утверждение света, победившего тьму.

Лоскутные изделия мастериц нашей северной земли связаны с глубокими корнями народной культуры. Им близки сказочные и песенные образы волшебного цветения, широкогораздолья. С давних пор человек сельской местности представлял себя частицей природы, а свой быт мыслил как ее продолжение. Не случайно вилегодские денщины, показывая покрывало, скажут: "Эк разливисто!" - будто о весенней реке.

Лоскутная мозаика

Не только в деревенской избе, но и в городской квартире солнечные мозаики из лоскутиков чувствуют себя превосвходно, словно принося в дом дуновение вечно живой природы. Хотите попробовать сделать сами? Соберите побольше ярких тряпочек. научитесь держать в руках иголку или строчить на машинке. Остальное - дело вашей фантазии и видения. Для начала сшейте одеяльце для куклы или маленький коврик. Ну а будет на то у вас желание, северные рукодельницы с радостью поделятся секретами своих чудо-покрывал.

версия для печати

Следующая страница: Мозаика в цветочном горшке

    • Начало   • Мозаика для детей   • Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта