Мозаика - материалы и технологии
Материалы    Технологии    Интерьер    Наука    Искусство    Литература    Дети    Картинки

Мозаика для детейШестиугольная геометрия для малышей
Магнитные детские мозаики
Мозаика из песка
Изгнать скуку!
Воображай и соображай!
Первая мозаика для малыша
Чудо-покрывала (Северная мозаика из лоскутков)
Мозаика в цветочном горшке
Мозаика из бумаги и картона своими руками


Толковый словарь В.Даля:
"ТУФ м. камневатая, затверделая земля; опока, рыхляк разного рода. Известковый туф, осадочный известковый (углекислый) рыхляк. Глинистый туф, мергель, опока, лежащая иногда под черноземом. Туфовая, туфяная подпочва."


Изгнать скуку!

Об играх написано немало книг, большие коллективы специалистов работают над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли промышленности. Все это, конечно, не для того только, чтобы дать детям больше радости и забав. Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, формируется характер. Энергичный, деятельный, изобретательный, неутомимый в игре ребенок будет таким и в жизни. Вот только если… Если он будет заниматься интересным, привлекающим его делом. Игра для ребенка – сама жизнь со всеми ее прелестями, волнениями, огорчениями, обидами, тревогами.

Рассмотрим некоторые особенности развивающих игр на примере одного из самых древних видов творчества, а значит и детского средства восприятия действительности. Мозаика – увлекательная игра, развивающая у ребенка творческие способности, воображение, координацию движений, мелкую моторику рук и ориентировку на плоскости.

Игра – это труд. Игра для ребенка столь же необходима, как работа для взрослого. И то и другое в равной степени плодотворны. Отсюда – игра это не просто способ занять ребенка, который иной раз в самый неподходящий момент вертится под ногами. Играя, малыш готовится к предстоящему полезному труду в обществе, каждый день постигая все новые и новые виды деятельности. Воспитанию у детей желания трудиться (разумеется в пределах их возможностей) родителям помогают присущие маленькому человечку активность, жадное стремление все узнать, сделать самому.

Собрать в единое целое разбросанные детали мозаики подчас сложнее, чем выложить на панели самый сложный узор, так как в процессе творения мелкие детали умудряются «заползти» в самые отдаленные уголки комнаты. И это занятие не менее развивающее и обучающее, чем сама игра. Проявить внимательность, аккуратность и терпение – вот достаточная задача для малыша.

Игра – это творчество. Смысл игры, чтобы из малыша получился человек живого ума и активного действия, ощущающий себя в окружающем мир как дома. Вот почему игра стала предметом многочисленных исследований психологов и педагогов с точки зрения ее связи с детским творчеством. Еще одно исключительно важное преимущество игровой деятельности составляет внутренний характер ее мотивации, что также способствует развитию творческих возможностей детей. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс.

Например, изображенная на вышеприведенном рисунке мозаика предоставляет широкие возможности для реализации творческого потенциала и простор для воображения ребенка. 10 цветов и около двухсот фишек на поле размером 27х38, причем шаг фишки составляет не единицу, а двойку. Последнее обстоятельство играет определяющую роль в построении кругов, шестиугольников и углов от острого до тупого, а также в собирании живых персонаже мультфильмов. Удобство данной мозаики заключено в чемоданчике, в который отлично помещаются все фишки, а крышкой служит готовое панно. Компактно и аккуратно – легко поместится в тумбочке, шкафу или на почетном месте под стеклом витрины, чтобы вернувшись вечером с работы, папа и мама наслаждались великолепием фантазии своих чад.

Детская мозаика

Игра – это развлечение. Предметы, которые даются детям для забавы, по существу играют гораздо менее важную роль, чем сам факт, что мы побуждаем детей играть с ними. В наши дни существует невероятное разнообразие игрушек. И вот тут-то, к сожалению, и кроется причина, почему мы перестаем следить за тем, как развивается изобретательность и фантазия детей, с помощью которых они сами придумывают себе забавы. Так или иначе важно, чтобы ребенок играл со своими игрушками. Только обладать ими недостаточно.

Конечно, собирать разбросанные по всей комнате мелкие детали мозаики представляется нам, взрослым, не слишком привлекательным удовольствием, однако воспоминание о лишних килограммах на талии может оказать благотворное влияние на восприятие перспективы нескольких наклонов, растяжек и проч.

Детская мозаика

Развивающие игры при всем своем многообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

1. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью подручных материалов. Начиная с картинок в приложенной к мозаике книжке, можно усложнять задания абстрактными фигурами.

2. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, письменной или устной инструкции и т.д. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Например: «собери дорогу красного цвета», или «собери, что изображено на картинке».

3. Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности. Это должен контролировать каждый родитель индивидуально. Один ребенок замечательно строит дороги, круги и треугольники, а другой может собирать чебурашек и зайчиков, а противоположные задания ставить в тупик.

4. Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей. Надо развиваться от того, что кажется конкретному ребенку легче легкого, до использования всего пространства панно и всех цветовых решений.

5. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке. То есть ребенок сам решит, что и в какой последовательности собирать, например оранжевого зайца или красные облака.

6. Вследствие этого нецелесообразно объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Играйте вместе с ребенком, а не сами собирайте картинки.

7. Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Может он вообще в данный конкретный момент решает другую задачу.

8. Решение задачи предстает перед ребенком не в абстрактной форме ответа математической задачи, а в виде рисунка, узора, т.е. в виде осязаемых вещей. Это позволяет самому сопоставлять наглядно задание с решением и проверять точность выполнения. Особенно, если родители находят время похвалить малыша.

9. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка. Например, мелкие детали мозаики могут оказаться полезными при игре в «кухню понарошку» – какое разнообразие блюд на столе! И так далее, и тому подобное, не ограничиваясь в выборе орудий производства.

10. Развивающие игры позволяют каждому подняться до предела своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно. Ребенок может собирать мозаику быстрее и качественнее, чем родители – пришло время расти на собой, повышая свой уровень восприятия действительности.

Пузина Ю.Ю.
Некоторые тезисы взяты из книги: Воспитание вашего ребенка / Сост. Т.П. Мартыняк, А.В. Ефименко. – Х.: Прапор, 1996. – 351с.

версия для печати

Следующая страница: Воображай и соображай!

    • Начало   • Мозаика для детей   • Изгнать скуку!  

   © Mosaic.su, 2008-2015.    (916) 995-12-50
   Технологии и материалы для мозаики. Монументальное искусство и детские игрушки,
   исторические мозаики и смешные поделки, мозаика в науке и литературе.
о проекте    контакты    обратная связь
заказать мозаику    карта сайта